ПРОСВЕЩЕНИЕ БЕЗ БОГА ЕСТЬ ПОМРАЧЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ БЕЗ БОГА ЕСТЬ ПОМРАЧЕНИЕ

Однажды пришлось мне беседовать в церкви с учениками старших классов. Пока я рассказывал школьникам историю монастыря, говорил об архитектуре храма, мраморных украшениях и росписях, называл важнейшие даты, ребята внимательно слушали. Но едва я заговорил о духовных подвигах святителя Саввы, как заметил улыбки, перемигиванье, послышался шум. Инициатором такого отношения стал учитель истории, сопровождавший детей. Но этого ему показалось мало, и вот он уже сам, перебивая меня, начал «развенчивать» Святителя.

 

«Нам тут все время говорят: „Святой Савва! Святой Савва!“ Но в чем же его святость? Разве он прилетел с Марса? Или, быть может, родился каким-то необычным образом? Нет, он родился, от Немана и Анны – так же, как и все мы. Почему же он тогда святой?» Он никак не мог успокоиться.

 

Я спокойно выслушал его до конца, а затем обратился к ученикам и спросил их: «Вы наверняка учили еще в средней школе, что есть темные небесные тела, которые ночью светятся, не так ли?» – «Да, учили». – «А как же они излучают свет, если они – темные?» – «Это не их свет, а Солнца!» – хором ответили дети. «Так вот, – объяснил я, – святой Савва свят потому, что стремился просветиться божественным светом. Сам он никогда не называл себя святым, но – грешным. Вон там, под куполом. Видите, что там написано? «И меня, грешного иеромонаха Савву, помяни, Господи».

 

Самой прекрасной чертой в человеке и главной его особенностью является способность чувствовать грех. Человек подобен Богу, ибо способен познавать Бога и, познавая Его, познавать себя, т.е. видеть и оценивать каждый свой поступок в этой жизни. Заметив собственную ошибку, он способен восстать против нее, исправиться и очиститься от греха. Это  свойственно лишь человеку. Так и святой Савва – святость его не от чего-то другого, но от осознания собственной греховности, очищения себя и просвещения всего естества своего божественным светом».

 

Дети были на удивление серьезны, и на лицах их я прочел полное понимание всего сказанного. Учителю же я сказал так: «Вы говорите, что признаете за каждым его личное мнение. Почему же Вы тогда не уважаете свободу совести Ваших учеников? Вот перед нами дети, и я уверен, что 99% из них – верующие. Зачем же Вы силой навязываете им свою веру. Ведь атеизм – тоже религия, на мой взгляд, самая отсталая и примитивная, самая разрушительная. Все мы, отвечающие за детей: и учителя, и священники, и родители – каждый из нас  оказываем влияние на своих воспитанников. В зависимости от того, каким образом мы их окормляем, мы либо рождаем их для жизни, либо убиваем. Вы же их убиваете!»

 

И я рассказал им один случай. Ко мне пришла одна женщина, преподаватель гимназии, и спросила, виновата ли она в том, что одна из ее учениц покончила жизнь самоубийством? На вопрос, каковы были ее взаимоотношения с этой девочкой, учительница ответила, что любила ее как родную дочь, любила за необыкновенную искренность. И добавила: «Должна признать, что эта ее искренность и была причиной, по которой я уделяла ей больше внимания, чем моим собственным детям.

 

Однажды, на перемене, эта девочка подошла ко мне и спросила: „Скажите, а Вы верите в Бога?“ Такой вопрос застал меня врасплох. Сказать, что не верю? Но как скажешь, если на самом деле я верующая. А сказать, что верю, я не смела: потеряю работу, а это мой единственный кусок хлеба. Лучше всего было бы промолчать, но так поступить я тоже не могла: весь класс обступил нас и с огромным интересом ждал, что же я отвечу. С тяжелым сердцем я сказала: „Не верю“. И она тотчас ушла. И покончила с собой. Виновна ли я в этом?»

 

«Вы сами все сказали, – ответил я, – Вы убили это дитя». Каждый ребенок созревает не только физически, но и духовно. И насколько важно следить за его правильным физическим развитием, настолько же важно и даже еще важнее – следить за развитием духовным. Кому первому обратится ребенок в критический момент? Тому, кто для него авторитет. Такой человек пользуется его неограниченным доверием. Из Ваших слов следует, что Вы были таким авторитетом для Вашей ученицы. Потому-то она и обратилась с подобным вопросом именно к Вам. Она была достаточно чуткой, чтобы заметить, что Вы – верующая. Поэтому и открылась Вам в момент духовного кризиса.

 

И когда Вы из страха оказались неискренни, она потеряла к Вам доверие и, в результате, оставшись одна, утратила и смысл жизни и сделала то, что сделала. Вы несете полную ответственность за ее смерть».

 

Таково было воспитание и таковы были воспитатели наших детей во времена безбожного коммунистического режима. Учителей тогда буквально заставляли убивать детей с помощью системы извращенного воспитания.

 

Кто же сегодня воспитывает наших детей? Программу по Закону Божию составляют те, кто с гордостью именуют себя экуменистами. На съезде преподавателей Закона Божия в Кралеве, организованном нашим Министерством по делам религии, я прямо поставил вопрос об этом. Что это за Закон Божий, в который не включена «Молитва Господня „Отче наш“? Где не говорится ни о заповедях Божиих, ни о христианских добродетелях, где нет ни упоминания о Святых Таинствах, ни объяснения основы всего – Символа Веры? Министерская программа ясно говорит о том, какой вере учат наших детей – их учат безверию. Конкретно, их учат отступничеству от Православия. Куда смотрят священники, куда смотрят епископы: уже четвертый год программу по Закону Божию в средней школе курируют сектанты-экуменисты.

 

Слава Богу, есть настоящие верующие среди преподавателей, среди нашей интеллигенции – работники просвещения, большая часть преподавателей Закона Божия. Совесть не позволяет им придерживаться подобной программы. Но едва они укрепили свои позиции, последовало давление со стороны господина Игнатия и его ассистента Гаши Кнежевича, со стороны их международных суфлеров! Нам говорят, что мы не можем шагать не в ногу с Европой. Какая Европа?! Маркс, Дарвин, Ницше, Ленин – это Европа? Или мы со Христом перестаем быть Европой? Разве святой Савва не принадлежал Европе? Был величайшим европейцем – и более того. Разве сербский народ не был Европой? И под игом турецким был он Европой, ибо дышал духом святого Саввы, и дух этот ощущался повсюду в христианской Европе. Просвещение без веры в Бога – это не просвещение, а помрачение.

 

Говорят: «Народ, возвращается к вере». Правильно! Поэтому, нечего слушать разных экуменистов, которые пытаются лишить наш народ его естества.

Архимандрит Савва, настоятель монастыря Студеница

 

Написать комментарий