Про музыкальные вкусы и «общецерковное мнение»

Про музыкальные вкусы и «общецерковное мнение»

На модернистском сайте «Православие и мир» задали вопрос относительно сайта "Anti-Rock-Cult: за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур".
Некто, подписавшийся Зигфридом, спрашивает: Дня вам Божьего! У меня есть такой вопрос. Я являюсь металлистом. Когда позволяет мне время, хожу в церковь и воздаю Господу нашему хвалу за все, будь то худо или бедно. Однако, в интернете я нашел один сайтец – http://antirockcult.wordpress.com/ – там описано, что рок- и метал музыка «сатанинская» и тому подобное. Вы знаете, я уже не один год хожу и отдаю детдомовским игрушки (прошу простить меня за хвастовство), подаю нищим бабушкам молоко и хлебушко. И видя, как они благодарят меня, и смотря и думая о том, как дети будут играть и тешиться с ними, у меня сразу встает горький ком в горле и одновременно удовольствие вместе с радостью. Некоторые метал-песни (как, например, группа «In Extremo» и их песня «Lebensbeichte» (рус. – Исповедь)) заставляют меня идти в церковь. И тут такое – внушают людям, будто мы и рок-музыка – зло. Я и те, кто любят рок, похожи ли на зло? Почему они в таком случае оскорбляют ту музыку, которая привела меня из язычества в церковь? Спаси Господи! Зигфрид.

Здесь мы наблюдаем неадекватную эмоциональную реакцию. Начинает Зигфрид с показного пренебрежения: слово «сайтец»; там описано, что рок- и метал музыка «сатанинская» («сатанинская» взято в кавычках), – словом, ерунда, не стоит беспокоиться. Однако, оказывается – наоборот: …внушают людям, будто мы и рок-музыка – зло. Я и те, кто любят рок, похожи ли на зло? и так далее. Я не буду оправдываться, что про металлистов мы такого не пишем, и отвечать на эти эмоции. Но замечу, что неоднократно сталкиваюсь с тем, как рокеры неадекватно встречают критику рок-музыки. Тем паче, принимают её как оскорбление в свой адрес, что вообще нонсенс: Почему они в таком случае… оскорбляют ту музыку… Очевидно, они делают из рока идол, иначе бы не реагировали так болезненно. И это касается не только Интернета.

Например, одна моя (уже бывшая) знакомая при личной встрече попросила выслать брошюру о роке, о которой я ей рассказал среди прочего. Я отправил это, и в ответ получил истерику на несколько сообщений в социальной сети. Когда я пытался её успокоить, говоря, что слушать рок или нет – только её выбор, и начал отвечать, то получил ёрничанье и тому подобное. В конечном итоге, она удалила меня из друзей и добавила в «чёрный список» в «контакте». Самое удивительное, что подобные музыкальные фанаты ещё обвиняют верующих в фанатизме.

Зигфрид говорит, что эта музыка… привела его из язычества в церковь. Однако в Церковь приводит Господь, как сказано Им Самим в Евангелии: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44), а не рок-музыка, которая в немалых своих проявлениях сама успешно приводит в язычество: языческий металл, чёрный металл и так далее. Каждого Господь ведёт к вере по-разному. Кто-то может прийти к Богу от рока, а кто-то – стремясь вылечиться от алкоголизма. Но никто ведь не называет греховные пути, отличные от рок-н-ролла, ведущими к Богу. Нет ещё для них проповедников, наподобие рок-миссионеров, внушающих людям вредоносные штампы.

Песня «Исповедь» In Extremo, которая, как он считает, заставляет его идти в церковь, имеет далеко не христианское содержание, ибо показывает осознание собственной греховности, но без какой-либо надежды; уныние и обречённость. Даже от Неба лирический герой ожидает только возмездия:  Хоры ангелов поют: / «Дай мне своё благословение, / Порази этого пьяницу, Господь, / Ради его расплаты».  К слову, такая мрачная депрессивная тематика свойственна рок-музыке.

Будем надеяться, Зигфрид найдёт более правильные и менее сомнительные «стимулы» для хождения в церковь, а также избавиться от пристрастия и идолопоклонства по отношению к пагубной музыке.

Теперь перейдём к полученному им ответу, который для нас представляет большую важность. Отвечает священник-модернист Филипп Парфенов:
Вам придется принять как неизбежную реальность то, что в церковной среде было и будет разное отношение к рок-музыке, причем подчас диаметрально противоположное. О вкусах, как говорится, не спорят. Общецерковного единого мнения на этот счет нет; есть среди священнослужителей те, которые поддерживают рок-музыкантов, и есть те, кто выступают против. Поэтому не переживайте особенно. То, что делаете для детей и стариков – хорошо делаете, а в остальном, как писал апостол Павел, «блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает».

Вместо хоть какой-нибудь попытки ответить несогласной стороне, то есть нам, простое сворачивание темы с выводом: «Поступай, как знаешь». Выделим два тезиса, с помощью которых это проделывается: «О вкусах не спорят»; «В Церкви нет единого мнения на этот счет». Разберём каждый по отдельности.

«О вкусах не спорят», – пишет священник, сводя позицию противников рока к вкусовщине. Но это и близко не так. Да, мы исходим также из эстетических позиций и также не хотим критиковать рок-музыку, не предлагая ничего взамен, но указываем на подлинную культуру (классическая и народная музыка в лучших своих проявлениях, например) как на альтернативу, дабы читатель, имеющий потребность в музыке, мог удовлетворить её более ценной и безопасной душевной пищей. Таким образом, нами противопоставляется высокая культура (хороший вкус) року и другой популярной музыке (вкусу похуже). Наши собственные вкусы не идеальны, однако мы указываем на путь к совершенствованию. О вкусах не спорят, когда речь идёт о равноценных вещах или явлениях, хотя бы одного ряда, а не о сравнении настоящего искусства с суррогатом и развлекательной продукцией.

Однако мы, противники рока (отвечаем лично за себя), подвергаем его критике в первую очередь отнюдь не из-за художественных соображений, но по причине вреда, который он несёт. Утверждать обратное – заниматься спекуляциями и лгать. Это то же самое, как если бы сказать, что люди, ругающие боевики и пошлые комедии, делают это не из-за содержания оных, а всего лишь потому, что те не соответствуют их вкусу.

Общецерковного единого мнения на этот счет нет, – продолжает о. Филипп Парфенов, подразумевая, что касательно увлечения рок-музыкой можно поступать, как вздумается. Давайте подойдём к этому тезису издалека.

Итак, есть люди, выступающие против рока, среди которых бывшие рокеры; авторы в сане и без него, самостоятельно изучившие проблему; профессионалы в разных областях (музыканты, учёные и прочие). Есть защитники и пропагандисты рок-музыки. У каждой стороны присутствует аргументация. Противники объясняют, почему рок плох, и отвечают на доводы защитников, гласящих, что он, по сути, не плох, а хорош. Если имеются честные и вразумительные возражения, так предоставьте их, мы готовы к дискуссии; если же нет, тогда не нужно сворачивать тему, спекулируя отсутствием «общецерковного мнения».

Есть авторитетные духовники, есть и старцы, осуждающие рок. О. Иоанн (Крестьянкин) писал человеку, принявшему священный сан: Одержимость бесовскую Вы получили, когда ещё рок-музыкой увлекались. А что делать теперь? Если нисколько не находите сил противостоять насилию вражию, то хоть временно отойдите от служения у престола. Займитесь строительством, помогайте в церкви, но только отойдите от престола, иначе враг Вас погубит и в этой жизни, и для вечности. Пожалейте себя (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 2000, с. 170). Схиархимандрит Зосима Донецкий, заботясь о нравственной чистоте и душевном здоровье молодежи, предупреждал: Бойтесь еще сатанинской этой рок-музыки диавольской. Особенно молодежь: в уши повтыкает эти рога дьявольские, мозги полностью тупеют от этого всего, безумие наступает, полная мерзость наступает в душе, опустошенность души… Вот и каждый посмотри на себя. Посмотри вглубь, посмотри на детей своих, этих бесноватых, роковых этих детей, уже роком только воспитывающихся. Посмотри и ужаснись (Слово о Святой Руси. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. с.61).

Чем это не «церковное мнение»?

Ещё есть ярые защитники и фанаты рок-культуры, вроде игумена Сергия (Рыбко), который заявляет, что Христос был «Первым Хиппи», играет на барабанах во время рок-выступлений и отбивает на церковных колоколах ритмы Led Zeppelin.

Или это «церковное мнение»?

Может, непременно-таки требуется, чтобы обязательно были каноны, церковные постановления, запрещающие рок? А есть любители разводить такую демагогию. Пусть таковые тогда приведут каноны, запрещающие жевать жевательную резинку, ведь это тоже вредно. Или осуждающие ненавидимые рокерами блатные песни. Где они? Покажите, чтобы мы отнеслись к вашим «требованиям» всерьёз.

Вот с помощью таких своего рода расхожих штампов рок-фанаты и их сторонники зачастую любят сворачивать тему. Только тезисы эти в данном случае неверны, совершенно нечестны и вызывают обоснованное категорическое несогласие.
 
Антон Тарасюков, источник: antirockcult.wordpress.com

Написать комментарий