Что значит возлюбить Бога и ближнего?

Что значит возлюбить Бога и ближнего?

Слово в Неделю пятнадцатую по Пятидесятнице св. прав. Иоанна Кронштадтского 
Господь наш Иисус Христос в нынешнем воскресном Евангелии в ответе Своем на вопрос одного фарисея-законника предлагает к исполнению всем людям две существенныя заповеди всего закона Божия: о любви к Богу и ближним. «Возлюби», говорит, «Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22, 35-41). Немного слов, но велика сила в них, крайне обширно их значение и приложение к жизни; немного слов, но крайне важно и необходимо выразумение их, понимание их во всей полноте и значении их. Объясним их с Божиею помощию.
Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Это значит: возлюби Бога и Его правду вечную так, чтобы ни в сердце, ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках, ни во всей жизни твоей не было места греху и неправде, — возлюби правду и возненавидь беззаконие; ибо что общаго у правды и беззакония, у света и тьмы греховной, у Христа и велиара, т. е. диавола? Ничего. Ибо и один помысл неправедный в душе есть мерзость Господу (Прит. 16, 26), кольми паче злое, лукавое, нечистое слово или дело! Поэтому молишься ли Богу, каешься ли, благодаришь ли, делаешь ли что другое ради Бога, — молись всегда всем сердцем, всем разумением, всею силою; приноси покаяние от всего сердца, всем разумением, с решительным отвращением ко греху, с искреннею готовностию любить и делать дела угодныя Богу и для тебя спасительныя; делай все, что делаешь для Бога, — от всей души, всею силою и разумением. Приносишь ли какую жертву Богу, приноси ее от всего сердца со всем усердием и охотою. Нужно ли стать против соблазна греха или соблюсти правду, закон, — стой против греха всеми силами, всем сердцем и помышлением, и за правду стой до смерти <...> — и получишь венец живота.
Что значит любить ближняго, как себя? Значит любить его, как себя, без различия звания, состояния, пола, лица, желать ему всякаго добра, как себе, поступать с ним так, как желаешь, чтобы поступали с тобою, — жалеть его, молиться за него, помогать ему, чем можешь, — когда он заблуждается, согрешает, болит, нуждается в необходимом для жизни, — например, в труде, в пище, одежде, деньгах, — в ласковом слове, в утешении и ободрении, — ибо и это часто много значит и может благотворно повлиять на жизнь человека. Любить ближняго, как себя, значит стараться и молиться о спасении его, как стараются и молятся люди благочестивые о своем спасении, — желать спасения, как живым, так и умершим, молиться, как о тех, так и о других; нет больше любви к ближним, как если мы пламенно желаем и молим спасения и им так, как себе. Делаешь ли что для ближняго, делай то, как для себя — искренно, верно, справедливо. Поступая так, мы прежде всего привлечем благословение Божие на себя самих; ибо какою мерою мерите, сказал Господь, такою возмерится и вам (Лук. 6, 38), и все доброе, сделанное ближнему, сторицею возвратится нам, если не в этом, то в будущем веке. Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 482-484. 

Написать комментарий