Ревнитель веры и благочестия

Ревнитель веры и благочестия

Житие священномученика Захарии, архиеп. Воронежского и Задонского

Сщмч. Захария (в миру Лобов Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года, в слободе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии – дата его кончины 22 сентября 1937 года, в Карагандинском исправительно-трудовом лагере).

Сын коллежского регистратора. Окончил Павловское Духовное училище и Донскую Духовную семинарию в Новочеркасске (1888).

13 ноября 1888 г. он был рукоположен Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) во иерея к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки. 14 февраля 1890 г. переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта того же года – в Петропавловский храм г. Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.). Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).

16 мая 1900 г. свящ. Лобов переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском, затем в Троицком (с дек. 1900) храмах. В 1903 г. перемещен на должность ключаря новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. 11 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея. С 1900 г. был заведующим новочеркасской Михайловской жен. школой, преподавал в ней Закон Божий. Законоучитель частного Коммерческого уч-ща Абраменкова (с 1909) и Новочеркасской военно-фельдшерской школы (с 1910). Делопроизводитель Донского епархиального училищного совета (1901). Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Член епархиального Миссионерского комитета (с 1905). Член Донского епархиального совета (с 1906). Казначей Донского епархиального аксайского Богородичного братства (с 1910), член совета епархиального жен. уч-ща (с 1915). В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия. В 1917 г. овдовел.

Награждался набедреником (1892), скуфьей (1897), камилавкой (1901), наперсным крестом (1904), палицей (1919), орденами св. Анны 3-й (1913) и 2-й (1916) степеней. 

В 1922 г. проявил себя активным борцом собновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов, по мнению сотрудников ГПУ, стал его «правой рукой» в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста митр. Митрофана (Симашкевича) в 1923 г. церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к Патриарху священномученику Тихону (Белавину) с просьбой о епископской хиротонии прот. Захарии Лобова.

5 октября 1923 г., после принятия монашества, отец Захария был хиротонисан викариями Донской епархии епископами Аксайским Митрофаном (Гринёвым) и Каменским Иннокентием (Бусыгиным) во епископа Нижнечирского, став викарием Донской епархии. 14 октября того же года в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва) назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским вик-вом. В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 г. практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь.

С октября 1923 г. священномученик Захария состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным. 28 февраля 1925 г. он был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован. Содержался в ростовской тюрьме. Обвинялся в том, что стал «нелегальным правителем епархии», отобрав административные функции у признаваемого советскими властями «законным» обновленческого епархиального управления. 26 сентября 1924 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к двум годам концлагеря. Отбывал заключение на Соловках, где тогда находилось большое число архиереев. Запомнился соузникам как строгий постник и молитвенник. Подписал «Памятную записку соловецких епископов» 1926 г. 3 сентября 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать владыку Захария после отбытия срока заключения на Соловках в Марийскую автономную обл. на 3 года. Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Резко осудил от имени отбывавших с ним ссылку архиереев и священнослужителей прекращение церковного общения с митр. Сергием Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова). Владыка Захария писал в письме обратившемуся к нему в связи с выступлением еп. Виктора священника Вятской епархии: «Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви» (Акты свт. Тихона. С. 568). Когда к нему обратился с письмом еп. Виктор, будущий священномученик пытался убедить его покаяться в грехе отступления.

27 января 1928 г. Владыка был досрочно освобожден решением особого совещания при Коллегии ОГПУ. В конце февраля отбыл в Тверь, был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии, затем епископом Бежецким, викарием той же епархии. 24 апреля 1929 г. возведен в архиепископы, назначен управляющим Воронежской и Задонской епархией. Служил в Троицком Смоленском кафедральном соборе. В июне 1930 г. организовал в Воронеже свечной завод, который был закрыт в начале 1931 г. из-за непосильных гос. налогов.  

30 сентября 1931 г. епископ Захария был вызван на зимнюю сессию Временного Священного Синода. 14 апреля 1932 г. уволен от присутствия в Синоде. 19 апреля награжден правом ношения креста на клобуке. Вернулся в Воронежскую епархию. В связи с закрытием в марте 1932 г. Троицкого собора служил в Успенской церкви в Воронеже. Владыку посещали Тамбовский еп. священноисп. Вассиан (Пятницкий), Курский архиеп. сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Моршанский Павел (Введенский) и Елецкий Серафим (Протопопов). Каждая его архиерейская служба собирала множество верующих из Воронежа и окрестных сел.

23 мая 1935 г. Владыка был арестован и помещен в воронежскую тюрьму. Его обвинили в «контрреволюционной агитации с использованием религиозных предрассудков масс». Виновным себя не признал. 10 сентября приговорен специальной коллегией Воронежского областного суда к пяти годам ИТЛ, а также к денежному штрафу в 25 тыс. руб. за неполную выплату налогов за закрытый свечной завод. Отправлен в Чурубай-Нуринское отд-ние Карагандинского лагеря (Карлага). От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере тяжело заболел, ослеп. 21 сентября 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области приговорен к расстрелу. Казнен вместе со священником сщмч. Иосифом Архаровым. Похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

По материалам православных СМИ

На иллюстрации: сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский. Фотография. 30-е гг. XX в.

Написать комментарий