НАША ОБЩАЯ РАДОСТЬ

НАША ОБЩАЯ РАДОСТЬ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Церковь вещает нам: Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (тропарь праздника).

Жена, по слову Христа Спасителя, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мiр (Ин.16:21), то есть рождение всякого человека в мир доставляет радость и утешение родителям новорожденного и всем родным и близким. И не только рождение, но и самая память о рождении известного члена семейства, его день почти всегда бывает для семейства днем особенной радости и особого, нарочитого празднования. А что касается людей великих, прославивших себя благотворной деятельностью во славу своего отечества, то дни их рождения неизменно радостно празднуются в установленное время даже и после их смерти.

Понятна причина этой радости. Рождение человека всегда есть важное событие – как торжество бытия и жизни над небытием. Но если люди радуются рождению даже обыкновенных людей, почему-либо для них близких, и тем более рождению великих людей в их стране, то сколь велика должна быть радость общая!

Ныне же мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы, от Которой родился не простой, и даже не просто великий человек, но родился Христос Бог наш, Солнце правды, избавивший нас от греха и рабства владыке греха – диаволу – и даровавший нам вечное спасение, вечную жизнь.

Представьте себе путника. Ночь темная, непроглядная застигает его на пути; он сбивается с дороги, не знает куда идти, поднимается буря, идет дождь, холод пронизывает его насквозь, он изнемогает и в отчаянии падает на землю, в страхе и трепете взывая о помощи к Всевышнему Богу, ожидая уже себе смерти. И с каким же неописуемым чувством радости встретит он появление утреннего рассвета, предвозвещающего восход солнца!

Вот такое бедствие испытывал весь род человеческий, был подобен несчастному путнику, когда окружала его в течение почти пяти тысяч лет духовная ночь блуждания и неразумных деяний. А что это были за деяния, о том убедительно говорит святой апостол Павел в первой главе своего послания к Римлянам. После обольщения лукавым искусителем праотцев, когда грех, а через грех и смерть, вошли в мiр, человеческий род заблудился и отчуждился от жизни Божией и погибал. Господь предвидел эту погибель и, не до конца гневающийся, Он по грехопадении изрек для человеческого рода радостное, а для искусителя-диавола смертельное определение. И утренней зарей, предвозвестившей сбытие утешительного обетования, стало для страждущих людей рождение Пресвятой Богородицы, Пречистой и Пренепорочной Девы Марии.

Пресвятая Дева рождена не для одних Своих родителей и родственников и не для одного лишь известного народа, а для всех людей, для всего мiра: «Се зачнеши, – благовествовал Ангел матери Ее Анне, – се зачнеши и родиши Преблагословенную, о Ней же возблагословятся вся колена земная, о Ея же рождестве всему мiру будет радость и Тою дастся спасение всему мiру».

Чем же так возрадовала земнородных, от века скорбных и печальных, кроткая Агница Божия – Пренепорочная Дева Мария? Из Тебе бо,– ответствует на этот вопрос церковная песнь,– возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Вот причина радости для всего мiра в Рождестве Пресвятой Богородицы! Ведь источник истинной радости для всех разумных существ есть Един Господь Бог.

Итак, день Рождества Пресвятой Девы Марии должен быть радостен для всего мiра, потому что для всего мiра эта Дева и рождена, чтобы стать Матерью Царя Небесе и Земли, Матерью Подателя нескончаемой радости всему человеческому роду.

Но Пресвятая Дева Мария соделалась вместе Матерью и всех тех, кого Сын Ее не стыдится называть братиями Своими (Евр.2^11). Родивши Господа Иисуса Христа, Единого Посредника между Богом и человеками, Она Сама явилась и первой Ходатаицей за них пред этим Посредником. Хотя Крестом Христовым и стяжаны и поданы нам все Божественные силы и средства к тому, чтобы прийти к Источнику истинной радости и навеки соединиться с Ним, но мы, грешные, так слабы и немощны, что сами собой не всегда можем воспользоваться этими данными нам силами и средствами, и, имея Ходатая пред Богом, нуждаемся, однако же, и в других руководителях и ходатаях о своем спасении. Таковыми руководителями и ходатаями за нас являются Ангелы и все святые угодники Божии.

Но самая могущественная Руководительница наша в деле спасения, самая первая Заступница пред Господом есть Пресвятая Дева Мария. Как честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, как имеющая пред Богом-Сыном Матернее дерзновение, Она, конечно, сильнее всех святых угодников Божиих и Ангелов может предстательствовать пред Всевышним за род человеческий.

Возрадуемся же радостью духовной о преславном Рождестве Богоматери, радостью, которая была бы достойна Ее и вместе благоугодна Ей – Виновнице нашей радости. А такой радостью может быть только радость о Господе, которою любила радоваться Сама Пресвятая Дева. Поэтому да радуемся, услаждаясь псалмами, пением и песнями духовными, поучением в законе Господнем, назидаясь беседами душеспасительными, упражнением в делах милосердия. Аминь.

1960 г. Неделя 16-я по Пятидесятнице

Написать комментарий