Слава и благодарение Господу за Его спасительный, чудный и всеблагий Промысл!

Слава и благодарение Господу за Его спасительный, чудный и всеблагий Промысл!

И се сотворше, яша множество рыб много; протерзашеся же мрежа их (Лук. 5, 6).
Братия мои возлюбленные, сегодня читано было евангелие от Луки о проповедании Господом Иисусом Христом слова Божия из лодки — при Геннисаретском озере, — затем о повелении Господа Петру рыбарю закинуть сеть на глубине и о необыкновенно великом улове рыбы, от котораго прорывались сети и лодки начинали тонуть, — о ужасе рыбарей по поводу такого чудеснаго лова, о ощущении Петром божественной державы Христа и глубоком чувстве своих немощей и о призвании Петра из рыбаря в ловцы человеков и немедленном последовании его за Ним (Лук. 5, 1-11). Последование Петрово есть чудо Христа.
Поздравим простаго, смиреннаго и трудолюбиваго рыбаря Петра с производством в апостольский сан и в ловцы человеков, — да и прочих рыбарей Иакова и Иоанна и Андрея, ибо в тот же раз все они последовали за Христом и сделались Его учениками и апостолами и прекрасно исполнили свое спасительное дело, уловив из глубины греховной прелести и суеты род человеческий, каждый в своей мере.
Но обратимся к божественному лицу Спасителя: меня удивляет и приводит в восхищение пресветлый, чудный образ божественной державы Христа, как Творца всей твари и Спасителя человеков; и человеческий образ Его — совершенно прекрасен, как чуждый всяких недостатков; ибо вся жизнь Его — и по человечеству была совершенна, но теперь я обращаю особенное внимание на Божество Его. Здесь я вижу повинующихся Ему безсловесных рыб, по мановению державы Его наполнивших рыбачьи сети; тут же вижу безпрекословно повинующеюся Его державе и словесную тварь — человеков, оставивших по слову Его все: и домы, и родных, и свой честный и веселый промысл, и последовавших за Христом, не имевшим где главу приклонить, — что есть тоже величайшее чудо. — Тут же и в другом случае вижу, что Он ведает все сердца человеческия, все помышления, намерения и дела наши; что Он обладает совершенным знанием всего прошедшаго, настоящаго и будущаго. Там я вижу Его Царем сонмов ангельских, раболепно поющих Его вочеловечение и служащих Ему, как Творцу, при рождении Его и во время земной жизни Его; тут я вижу Его грозным, всемогущим Повелителем злых духов, трепещущих державы Его и исходящих из одержимых ими людей по одному слову Его или по слову апостолов, коим Он дал власть над бесами; здесь я вижу Его божественную державу над водою и воздухом: ибо вода немокренно носит Его на хребте своем; волны во мгновение улегаются от единаго слова Его, буря также утихает во мгновение словом Его; тут он запрещает огню, свирепствующему в живом организме, и огонь тотчас прекращается; тут силою Своею Он сотрясает всю землю, как лист древесный, и сокрушает каменныя вековыя скалы; там погашает солнце среди дня, — и тьма глубокая покрывает всю землю, там Он являет Свою божественную власть над всякою болезнию, врачуя решительно всякий недуг и всякую немощь в людях, или словом с прикосновением живоначальной Своей длани, или одним только словом; тут вижу Его Владыкою живота и смерти, например, когда вижу четверодневнаго, смердящаго мертвеца Лазаря, выходящим по Его слову из гроба, совершенно здраваго и сильнаго, или мертваго отрока, возстающаго из гроба; там я вижу Его Воскресителем из мертвых всего рода человеческаго и Судиею праведным живых и мертвых и Отцем будущаго, безконечнаго века, Царем безконечнаго царствия; всюду из слов и дел Его вижу, что Ему повинуется всякая тварь одушевленная и неодушевленная, вижу владычество над всей вселенной, над живыми и умершими, над самым адом всегубительным; но, что особенно приятно удивляет меня, — так это, что Он грешников, верующих и кающихся искренно, — от безчисленных прегрешений избавляет, как блудницу, как мытаря, как разбойника, и на путь спасительный, на путь, ведущий к жизни вечной, наставляет и на нем утверждает, и от проклятия праведнаго и от муки вечной спасает и грешников претворяет в праведников.
Это всех чудес выше и больше. Ибо для спасения грешников Он и в мир пришел, стал человеком, трудил Свои пречистыя ноги, Сам учил, чудодействовал, пострадал, умер и воскрес из мертвых; для сего избрал апостолов и послал их в мир уловлять человеков из бездны погибели, облек их во всего Себя, умудрил и препоясал их силою свыше, дав им Духа Святаго и власть творить безчисленныя чудеса, прогонять демонов и разрушать все их мечтания и страхования; для сего основал Церковь Свою на земле, вверил ей Свое божественное слово и дал ей Свои спасительные законы, священноначалие, богослужение, таинства, все божественныя силы к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3) и весь чин. Слава и благодарение Господу за Его спасительный, чудный и всеблагий Промысл! Вот что я хотел вам сегодня сказать по поводу читаннаго ныне евангелия, т. е. представить вам, по силам моим, на основании евангелия в дивном свете и величии божественную, чудную, премудрую, всемогущую и всеспасительную державу Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, чтобы возбудить и укрепить в себе и в вас веру в Него, надежду на Него и горячую любовь, благоговение и благодарность к Нему, как к превечному Богу; чтобы пробудить ревность о спасении душ своих, благоговение и усердие к святой Церкви, к ея служителям, от Него призванным и Его властию облеченным, — к спасительным уставам Церкви, к Богослужению и ко всему богоучрежденному чину.
Теперь обращаю внимание на слова Господа, сказанныя Петру после того, как он, ужаснувшись необычайно большому лову рыбы и творческой державе Спасителя, сказал Ему: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Что сказал ему на это Господь? — Он сказал: не бойся; отныне будешь ловить человеков. Что значат эти слова? Они значат вот что: не бойся Меня, Петр, хотя Я Творец и Бог безначальный и всемогущий, создавший и содержащий всю вселенную словом Своим; Я пришел не устрашать и не губит вас, Моих словесных овец, похищенных мысленным волком, а миловать и спасать. Змий бездны — диавол уловил Мое любезное творение, по образу и подобию Моему созданное, — в свои сети погибельныя; Я пришел Сам уловить людей, как рыб безгласных, Моею спасительною, благодатною сетью из глубины греха и погибели в благодатное и славное царство Мое. Поди: Я делаю тебя сотрудником Моим; будь ловцом человеков; проповедуй им слово о царствии Божием; о свержении ига греховнаго чрез покаяние, о милосердии и прощении кающимся, о примирении с Богом. Вот что значат слова Спасителя Петру! Отсюда приметьте высокое звание апостольское и звание преемников апостольских: архиереев, священников и диаконов. Они — пастыри и учители ваши, сотрудники у Бога; главное дело их — спасать от греха и вечной погибели души человеческия, просвещать их светом Евангелия Христова, наставлять на путь добродетели, руководить к вечному отечеству. Почитайте их, молитесь за них, да право правят слово истины, да облечет их Господь в правду и святыню, и имейте их в особенной любви за дело их. Ныне замечается охлаждение к пастырям; это недобрый знак настоящаго времени, когда вера в большей части народа в упадке, когда нравы христиан крайне разслабли и растлились, ревность о спасении душ во многих угасла, а исключительная любовь к временной жизни и страсти различныя стали началом всему делу, всей жизни.
Молитвами святых апостолов Твоих, Господи, помилуй и спаси всех нас. Аминь. 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю восемнадцатую по Пятидесятнице
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Iоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 508-513. 

Написать комментарий