ПРЕЗРЕЛ МИРСКУЮ СУЕТУ

ПРЕЗРЕЛ МИРСКУЮ СУЕТУ

 

Святой Иосиф (в миру Иван Санин) родился в 1439 или 1440 г. в окрестностях города Волока Ламского (ныне уездный город Московской губернии Волоколамск).

 

Прадед его был литовского происхождения, а родителей его звали Иоанном и Мариною. Семи лет отдан он был на учение грамоте старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению, и весьма скоро изучил Божественное Писание.

 

Любил он часто ходить в храм Божий и, удаляясь от сверстников, всю мысль свою устремлял на угождение Богу. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия.

 

Презрев мирскую суету, 20-летним юношей удалился он, по благословению старца Варсонофия Тверского (пам. 2 марта) в Боровск Калужской губернии, в монастырь преподобного Пафнутия (Боровского, +1478 г., пам. 1 мая), который постриг его в иноческий чин.

 

По прошествии некоторого времени, взял преподобный Иосиф к себе родного отца (которого парализовало сразу по уходу сына в монастырь), принявшего также иночество, и служил ему и покоил его да самой его смерти. Мать же прп. Иосифа стала монахиней Марией в Волоколамском женском монастыре.

 

За ними ушли в монашество и прочие их сыновья, кроме одного. Это были: епископ Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника прп. Иосифа — Досифей и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, — стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублева.

 

Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка прп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество; судя по помяннику, среди ближайшей его родни насчитывается 14 мужских имен монашеских и лишь одно мирское и четыре женских — все монашеские.

 

Всегда пребывал прп. Иосиф Волоцкий в посте и молитве и был искусным подвижником, повинуясь во всем своему духовному наставнику. Через 18 лет, по смерти своего учителя, по воле великого князя Ивана III, прп. Иосиф был сделан игуменом его обители, которою и управлял около двух лет. Затем, т.к. святой хотел ввести в монастыре более строгий устав, и между ним и некоторыми из братии возникли недоразумения, удалился он с некоторыми из братии в лес, окружающий город Волок Ламский, и построил там монастырь, в котором воздвиг каменную церковь в честь Успения Божией Матери (около 1479 г.). Много собрал он братии и устроил самое строгое общежитие.

 

По взгляду прп. Иосифа, требовалось от монаха не отречение от земного блага, а посвящение его Богу. Князь же волоколамский, Борис Васильевич, родной брат вел. князя Иоанна III, был во всем единомышленником прп. Иосифа. Он и стал покровителем нового монастыря. С вельможами и княгинями святой вел переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился. Жертвовал преподобный много средств и крестьянам.

 

Прп. Иосиф был человек сильный и трудоспособный, был первым на всех работах. Одевался он как нищий, так что никто не мог отличить в нем настоятеля. Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских. Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья.

 

Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503—1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная в Новгород с Запада жидом Схарием. Она имела сильных покровителей в Москве и угрожала православной церкви великими смутами. «Жидовствующие» отрицали Боговоплощение и Божество Иисуса Христа; отрицали монашество и духовную иерархию, таинства, почитание святых и икон, отрицали загробную жизнь и т.д. Собор 1504 г. предал проклятию еретиков, осудил некоторых еретиков на сожжение и прекратил дальнейшее распространение ереси. Много тому содействовали прп. Иосиф вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (пам. его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь.

 

Кроме основного сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого Иосифа принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

 

Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг., где принимал участие прп. Иосиф, был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (пам. его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.

 

В последние дни своей жизни прп. Иосиф так ослабел и одряхлел, что его носили на руках в церковь. Скончался он 9 сентября 1515 г., когда кончалась утреня. Погребли его в монастырской церкви. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а 1 июня 1591 года — к общерусским.

 

 

По материалам православных сайтов

 

Написать комментарий