Ко дню народного единства

Ко дню народного единства

Сегодня, 4-го ноября, Россия торжественно отмечает 400-летие окончания эпохи Смутного времени. Времени глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, тяжелых испытаний для всего российского общества и для каждого человека. В память о событиях 1612 года в 2004 году и был учрежден новый государственный праздник - День народного единства.
Четвертое ноября является праздничной датой и по церковному календарю. Православная Церковь почти 400 лет чтит в этот день Казанскую икону Божией Матери, которая, по преданию, помогала ополченцам в те нелегкие дни освобождения Москвы, столицы Православной России, от польских интервентов-католиков. Не случайно, вплоть до 1917 года, это было не только церковное торжество, но и провозглашенный указом царя Алексея Михайловича государственный праздник.
И ныне время непростое в России - все то же смутное: смута в государстве, смута в душах и умах людей, смута в Церкви. Ведь смута - это измена народа своему историческому предназначению и, как следствие, – полный развал духовной, общественной и политической жизни государства.
«Смута, - пишет русский Златоуст ХХ века митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, - означает утерю народом, обществом, государством согласного понимания высшего смысла своего существования».
Как правило, смута начинается с цареубийства. В этом современная смута имеет поразительное сходство со Смутным временем XVII века, когда подвизался и пострадал священномученик Гермоген. «Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала XX веков) связаны с цареубийством, - пишет тот же автор. - В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки безсовестных убийц, во втором - у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов». Предательство Помазанника Божия вызвало праведный гнев Божий на наш народ, который в ХХ веке перенес множество скорбей и испытаний. «Наша нынешняя смута – пишет владыка Иоанн, - закономерный результат того страшного духовного истощения, которое стало неизбежным следствием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, перенесенных русским народом за последнее столетие».
Смута усугубляется вмешательством в русские дела иностранных и иноверных недругов России. «То, что происходит ныне на русской земле, - пишет владыка Иоанн, - не ошибка «верхов» и не случайность. Это - яростный порыв бесовщины уничтожить Святую Русь в самых источниках ее, в душах людей русских. Это - дьявольские дела, попытка сатаны и приспешников его упразднить дело Христово, дело спасения человечества от тьмы страстей и рабства греху».
Соборным покаянием и избранием на Царство Дома Романовых вышел русский народ из Смутного времени начала XVII. Очевидно, что аналогичные действия необходимы нашему народу, чтобы выйти и из современной смуты.
«Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России - возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...» - наставляет нас приснопамятный митрополит Иоанн.

Так наши благочестивые предки указывают нам путь, по которому следует идти для того, чтобы выйти из нынешнего смутного времени.

 

 


Александр Павлов

Написать комментарий