Ивантеевские мученики

Ивантеевские мученики

В марте 1937 г. из Тверской области в Ивантеевку приезжает новый батюшка – будущий священномученик Александр Андреевич Вершинский. Отец Александр родился 6 марта 1873 г. в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье дьякона. В 1891 г. он поступает в Тверскую Духовную семинарию и по окончании курса в 1897 г. начинает прислуживать псаломщиком в Борисоглебском соборе города Старицы. Через три года, 30 января 1900 г., был рукоположен в дьяконы той же церкви, а затем 6 февраля посвящен в сан священника и определен на служение в храм Архистратига Михаила в селе Михайловском Тверской губернии. 10 декабря 1901 г. иерея Александра переводят в Ильинский храм в городе Торжке. С 1902 по 1917 гг. свое пастырское служение батюшка совмещал с должностью законоучителя в училище Министерства просвещения. В 1922 г. отца Александра возвели в сан протоиерея, а в 1923 г. назначили первым благочинным первого округа Тверского уезда и благочинным Борисоглебского монастыря. После закрытия Ильинского храма в 1927 г. протоиерей Александр вместе со своей общиной по благословению архиепископа Тверского Фаддея переходит в Спасо-Преображенский собор города Торжка и назначается настоятелем храма. Через 10 лет, в марте 1937 г., эту церковь занимают обновленцы, и отец Александр, по приглашению священноначалия, переезжает в подмосковную Ивантеевку.

Батюшка Александр и его матушка Еликонида Михайловна имели троих детей – двух дочерей и сына. По воспоминаниям родных, батюшка был очень добрым и радушным человеком.

Заслуги пастыря-подвижника перед святой Церковью были отмечены награждением отца Александра в 1920 г. наперсным крестом, в 1924 г. – палицею, в 1925 г. (к 25-летию служения) – золотым наперсным крестом с украшениями и в 1932 г. – митрой.

Нелегкий жизненный путь, указанный Господом, привел тверского батюшку в Спасский храм, чтобы в будущем прославить новомучеником ивантеевским - святым покровителем города Ивантеевки. Всего неполных десять месяцев успел прослужить батюшка в Спасском храме: 21 ноября 1937 г. его арестовали за обвинение в организации при храме контрреволюционной группы. Как ни печально об этом говорить, но обвинителями выступили сами сослужащие с батюшкой Александром церковнослужители Спасской церкви – дьякон Александр (Якиманский) и второй священник храма отец Николай (Успенский). Прости им, Господи, ибо не ведали, что творили!

Александр Павлович Якиманский начал служить в Спасском храме с 18 февраля 1937 года. Разговор отца дьякона с одним из сотрудников администрации одной из средних школ города (в ней учились дети церковнослужителя), касающийся личности нового священника, фактически послужил основой для составления доноса на батюшку Александра. Донос был подан сотрудником школы 24 октября 1937 г. секретарю партийного комитета поселка Ивантеевки. На допросах отец дьякон продолжал давать показания против отца Александра и членов приходского совета. Возможно, обычные человеческие страсти заставили дьякона и отца Николая обвинять невиновных. Так, отвечая на вопросы следователя, А.П. Якиманский говорит: «До последнего времени мои с ним (с батюшкой – авт.) отношения были нормальные, но примерно с половины октября они обострились на почве доходов»10.

23 ноября 1937 г., через два дня после ареста батюшки, сотрудники НКВД забрали двух мирян, близких по духу отцу Александру прихожан: председателя церковного совета храма Павла Васильевича Кузовкова (1875-1937) и бывшего секретаря ревизионной комиссии при церковном совете Николая Ивановича Копнинского (1876-1938).

Павел Кузовков родился 15 июня 1875 г. в селе Вантееве Московской губернии в семье рабочего. После окончания сельской школы с 1887 по 1904 г. трудился на фабрике, с 1904 по 1906 г. – на вагоноремонтном заводе, а затем снова с 1907 по 1932 г. на фабрике Лыжина в должности сукновала. С 1932 г. и до дня ареста работал на водонасосной станции. Павел Васильевич был активным прихожанином Спасского храма, а потому 1 января 1937 г. П.В. Кузовкова избрали новым председателем церковного совета.

Николай Копнинский родился 20 ноября 1876 г. в селе Вантееве Московской губернии в рабочей семье. В 1888 г. окончил сельскую школу и поступил на работу в контору к фабриканту Лыжину. В 1899 г. был призван в армию. Четыре года прослужил Николай в польском городе Ломжа, сначала рядовым, а затем писарем 13-го пехотного Белозерского полка. В 1903 г. вернулся на родину и продолжал работать в фабричной конторе, а затем в 1908 г. перешел в Московскую соединенную биржевую артель. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, был снова призван в армию, где нес службу в инженерном интендантстве в Москве. В 1918 г. возвратился домой и стал заниматься сельским хозяйством. С 1921 по 1930 г. Николай Иванович продолжал служить конторщиком на разных ивантеевских фабриках. В 1935 г. попал в железнодорожную катастрофу и, вследствие полученной при этом тяжелой травмы головы, получил инвалидность. Являясь постоянным прихожанином Спасской церкви, Н.И. Копнинский с 1935 и до 17 марта 1937 г. работал в должности секретаря ревизионной комиссии при церковном совете храма.

У Николая Ивановича и его жены Ирины Петровны (1877-1926) было шестеро детей – четыре дочери и два сына.

* * *

Заключенные в Таганскую тюрьму отец Александр Вершинский и Павел Васильевич Кузовков после недели допросов на скором суде тройки НКВД СССР 1 декабря 1937 г. были обвинены в организации контрреволюционной деятельности и приговорены к расстрелу. Николая Ивановича Копнинского осудили на восемь лет заключения в исправительно-трудовом лагере.

Через неделю, 8 декабря 1938 г. отец Александр и Павел Кузовков были расстреляны и похоронены в общей безвестной могиле на полигоне НКВД «Бутово» под Москвой. Николай Копнинский умер в Таганской тюрьме 15 марта 1938 г. О нахождении места его захоронения пока ничего не известно.

Определением Святейшего Синода от 22 февраля 2001 г. Собор новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру Христову в XX веке, пополнился именами священномученика Александра и мученика Павла, а 17 июля 2001 г. сонм новых святых был дополнен именем мученика Николая. Первая служба, посвященная их памяти, торжественно прошла в Смоленском храме 24-25 декабря 2001 г. Отныне 8 декабря (по нов. стилю) стал особым праздником прихода.

На иконе ивантеевских мучеников, написанной сергиевопосадскими иконописцами к прославлению, священномученик Александр, как настоятель, в левой руке держит уменьшенную модель Спасского (Смоленского) храма, благочестивыми прихожанами которой были мученики Павел и Николай – коренные жители Ивантеевки. Эти исповедники храмы души своей уподобили храмам Божьим, за что и получили в награду от Бога бесценные мученические венцы. На крови великого сонма новомучеников возрождается Русская Православная Церковь.
 
Жития новомучеников и исповедников Российских 
http://pravicon.com

Написать комментарий