СЛУГИ БОЖИИ… В ТРУДАХ

СЛУГИ БОЖИИ… В ТРУДАХ

Слово святителя Филарета Московского о трудолюбии
Святый Павел взывает к христианам: молим не вотще благодать Божию прияти вам, – но чтобы они деятельно пользовались ея помощию, и добрыми делами упрочивали свое спасение. Молю с Апостолом: да представляете себе, якоже Божия слуги – в трудех.
Не хорошо ли было бы, если бы мы могли и низший труд человека возвысить над трудом безсловеснаго, и, не ослабляя труда необходимого, уменьшить его тягость, заменив подавляющее чувство неволи удобоносимым бременем нравственной необходимости, разумно сознаваемой? Не лучше ли будет, если облагородим труд, изгнав, или по крайней мере препобедив низкую склонность к корысти высшим побуждением к действованию? Не лучше ли желать, чтобы труды <подчиненных> делались из побуждений более чистых, – из глубокаго уважения, из преданности, усердия и любви? Что сказать о презрении труда, об отвращении от него и о праздной жизни? Если жизнь есть деятельность: то, по обратному заключению, безделие и праздность не есть жизнь, по крайней мере не есть жизнь разумнаго и нравственнаго существа.

Итак труд по неволе, труд по страсти, отвращение от труда и праздность, – все сие требует или исправления или  улучшения здравым учением о труде; и такого учения нигде лучше не льзя почерпнуть, как в источнике любомудрия христианскаго.
Есть ли труд на небесах? – Сего утверждать не можем, хотя знаем, что тамошния Силы покоя не имут день и нощь (Апок.4:8), совершая непрестанное славословие Вседержителю. Но там не так, как здесь на земли. Здесь труд, покой, удовольствие, разделены, разграничены, разсечены: а там не нуждающаяся в покое деятельность сотворенных Сил, и покой их в Боге, и блаженство, составляют одно. Впрочем для благих духов, на землю в служение посылаемых за хотящих наследовати спасение, думаю, есть труд, – и не легкий труд, из чистой и светлой области небесной, как в погреб или в рудокопную пещеру, нисходить для нас в сумрачную и душную область земную, бодрствовать над нашим недостоинством, простирать к нам тонкия духовныя внушения, не редко заглушаемыя нашею грубою чувственностию, терпеть наши недостатки и неверности, отступать иногда по необходимости от наших нечистот, но не слишком далеко, чтобы вновь высматривать благоприятныя минуты для благодетельнаго к нам приближения, наконец безутешно иногда скорбеть о нашей нераскаянности.

Помысли о сем нелегкомысленно, сын персти! Если Небожители не почитают для себя низким и неприятным нисходить из своего блаженства на несчастную землю, на труд для тебя спасительный: дерзнешь ли ты отринуть какой-либо благопотребный труд, как низкий и неприятный? Берегись только низких побуждений, которыя одне делают истинно низким труд.

Если спросим, был ли труд в раю: ответствует нам книга Бытия: взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити (Быт.2:15). Рай не имел нужды в усиленном возделывании, подобно нашим полям и садам. Для чего ж и райскому человеку назначено делати? К разрешению сего святый Златоуст приводит изречение премудраго: мнозей бо злобе научила праздность (Сир.33:28). Посему, заключает он, Бог восхотел, чтобы человек имел некую малую и мерную заботу о хранении и делании. Если бы он coвcем был освобожден от всякаго труда: то, пользуясь великим покоем, легко уклонился бы к лености. А делая дело, впрочем не сопровождаемое болью и изнурением, он лучше мог целомудрствовать.

Но наше состояние уже не райское: и в сем состоянии труд имеет новое значение, и новым образом необходим. За гордость и преслушание изгнанному из рая человеку Бог Судия сказал; в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт.3:19). То есть, как изъясняет святый Златоуст: поелику ты не воспользовался толикою свободою; потому проклену землю, чтобы она уже не без орания и сеяния, как прежде, приносила тебе свои произведения, но со многим трудом, тягостию и изнурением; обложу тебя всегдашними печалями и смущениями, заставлю тебя все делать с пролитием пота, чтобы сии утеснения были тебе непрерывным поучением смиряться и сознавать свою природу.

Если таким образом труд есть всеродное человекам наказание Божие, и вместе Божие им поучение к смирению и познанию своей немощи, которое должно вести к умилостивлению Судии Бога: то убегать от труда, как от наказания Божия, возможно ли, без опасности большаго наказания? Убегать от труда, как поучения Божия, не безразсудно ли? Не должно ли опасаться, что новый суд Божий скажет: поелику ты знал, что за небдительное делание и за тунеядство в раю человек низведен от труда безболезненнаго на труд на земли болезненный, однако же благотворный; но ты не хочешь воспользоваться сим исправительным средством: то остается низвести тебя еще на низшую степень, – на труд преисподний, мучительный и безплодный?

Впрочем Христианство, которым все облегчается, улучшается, услаждается и усовершается, предписывает нам труд, уже не столько в качестве наказания Божия, сколько в виде служения Богу. Во всем, говорит Апостол, представляюще себе якоже Божия слуги, и между прочим, в трудех. Каким образом? Если труд для тебя необходим: смотри на него не  как на слепую необходимость, но как на устроение премудрости Божией в жизни человеческой; и потому неси оный не с чувством неволи, но с чувством послушания воле Божией. И если, по устроению общественному, труд налагается на вас от другаго человека: несите оный не только ради человека, но вместе и ради Бога, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души (Еф.6:6). Если и тяжкими и долгими обременяют вас трудами: принесите в трудах ваших Богу жертву безропотности и терпения. Если же и ничто не понуждает вас к труду: тем еще удобнее можете вы представить себя слугами Божиими в труде, которые предприймете для блага ближняго. Потому что служение благу ближняго есть действительное служение Христу, по собственному Его слову: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Аминь.

Проповедь  от 1847 г.

(печатается в сокращении)

Написать комментарий