Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(22-12-2012, 00:03)

Верующий ребенок в светской школе

Верующий ребенок в светской школеОдно из самых модных словосочетаний сегодня – это уверенность в себе. Отовсюду нас убеждают, что без нее невозможно прожить в современном мире. Особенно сложно приходится верующим детям, подросткам, которые учатся в светских школах. Отношения между одноклассниками обостряются, выделяется группа крутых лидеров, которые начинают насмехаться над верующим, он становится "белой вороной".

 

Как еще не установившейся личности найти себя, вера – это слабость или сила – об этом рассказывает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимировского учебного центра.


– Что такое уверенность в себе с православной точки зрения?

– Я думаю, быть уверенным в себе – это хорошее чувство. Вопрос только в том, на чем оно основано. Часто уверенность в себе воспринимается так: быть независимым от чужого мнения, внешних обстоятельств, – для подростков это выражается словом "крутой", – сильно оградиться от окружающего мира. И собственно чувство неуверенности часто остается, но маскируется под внешней грубостью, эпатажной одеждой, не совсем адекватными выходками. Бывает, что детская неуверенность не уходит и, когда человек становится взрослым, он скрывает ее под тщеславием и желанием возвысить свой собственный статус за счет других, придумывает себе всевозможные маски, роли, в которые может проиграть всю свою жизнь, до самой смерти, но ни в коем случае не признаваться себе в том, кто он на самом деле.


– А на чем основана христианская уверенность в себе?

– На смирении. Она начинается с того, что человек совершает некий подвиг, мужественный поступок: он не боится признаться самому себе и Богу на исповеди, кто он есть на самом деле. И в тот момент, когда человек становится способным осознать себя в своей недостаточности, греховности – к нему приходит чувство, что раз он такой, бояться больше нечего, хуже быть не может (улыбается).

И в этот момент начинается его движение к Богу. Человек получает уверенность, что и в таком состоянии Бог его не оставит. Он больше не боится жить, он знает, что Бог пришел спасать не праведников, но грешников. и это дает ему возможность любить людей, быть способным простить, потерпеть, безбоязненно переносить испытания, обиды. Когда человек знает свои недостатки, ему не так важно, что их замечают и другие. Еще он становится способным на очень важную вещь – не завидовать другим людям, имеющим достоинства, которых у него самого нет, не стараться оскорбить их, подтопить и тем самым возвысить себя – а уметь восхищаться чужой красотой, умом, добродетелью.


– Это очень трудный путь, когда ты пытаешься быть, а не казаться.

– Да, а проверить себя можно так: если ты стараешься выглядеть умным, то можешь себе сразу признаться – ты не умный. По-настоящему умный человек никогда не будет строить из себя умного. По-настоящему красивый человек не будет выпячиваться перед другими, что он красив. Если человек сильный, ему необязательно всем это показывать, достаточно того, что это в нем есть.


– Что тогда такое комплексы? Это отрицательная вещь?

– Я считаю, что комплексом как раз и является это желание казаться. Это безо всякого сомнения отрицательная вещь, показывающая в человеке его уязвленное самолюбие, нежелание смириться с тем, что ему послал Господь. Эти комплексы вызывают в человеке и озлобление, и зависть, и депрессивное состояние. Это, конечно, психологическая проблема, которая может решаться и родителями, и педагогами, и духовником.


Верующий ребенок в светской школе– Что вы можете посоветовать подростку, терпящему за свою веру насмешки, издевательства в школе?

– Если человек естественным образом выбирает для себя тот или иной путь, то он должен быть готов пройти по этому пути до конца. И нет ничего удивительного в том, что он не встречает на этом пути взаимопонимания, ведь у каждого свои интересы. Это вопрос проверки своего характера, насколько человек силен, способен выдержать унижение. Либо человек идет на поводу у мнения толпы, либо для него собственная позиция является ценностью, и он готов ее отстаивать.

Такая ситуация может случиться не только с подростком в школе, но и со взрослым, уже зрелым человеком в любом коллективе, когда он не принимает тех законов, по которым живет это общество. Тогда он должен быть готов за себя духовно постоять и в этом смысле немного потерпеть.

Вообще, верующие подростки, которые учатся в светских школах – это во многом мученики. Настоящие современные мученики, потому что они сознательно живут по-христиански в среде, которая так агрессивна к вере, как никогда.

Были времена, когда верующие дети страдали от того, что их силой принимали в пионеры, комсомольцы, многие шли против своей совести, потому что были поставлены в такие условия. Учителя давили на родителей, детям запрещалось носить в школе крестик, были даже издевательства. Но тем не менее не было такого страшного состояния агрессии, которое сейчас испытывают дети в школах не просто со стороны антирелигиозного давления, а со стороны давления греха, самих искаженных отношений между людьми.


– Они чувствуют себя тем самым "слабым звеном".

– Совершенно верно. Поэтому христианина, оказавшегося в современной школе, можно уподобить мученику и исповеднику. Он, несмотря ни на что живет и поступает по-христиански, не идет на поводу у компаний, не стесняется выражать своего отношения к греховным явлениям, а с другой стороны учится не озлобляться, а молиться за своих товарищей и врагов. Я думаю, из современного исповедничества Христа это наиболее сложный, тяжелый путь. Если раньше взрослые были носителями креста, то теперь он лег на плечи наших детей.


– Вы считаете, что учеба в православной школе может быть выходом?

– Существование православных гимназий, которые дают детям возможность избежать многих проблемных ситуаций на почве веры, чаще говорит не в пользу этих гимназий. Так как дети часто оказываются тепло-хладными и равнодушными к вере, к Церкви. Они не способны ни исповедовать, ни защитить свою веру. Они растут, можно сказать, в тепличных условиях, среди единомышленников. Но потом они заканчивают гимназию и начинают стесняться своей веры, скрывать ее. И постепенно уходят в окружающий мир, совершенно в нем растворяясь. Это проблема православных гимназий и этих тепличных условий. Поэтому подвиг несения креста у верующих детей в светских школах, даже если им иногда приходится идти на поводу у компании, не быть такими "чистенькими и гладенькими", как дети православных гимназий, я думаю, покрывает очень многие их личные и поведенческие недостатки.


– Смолчать и стерпеть – это сила или слабость?

– Это может быть и тем, и другим в состоянии разных людей. Не отвечать на удар и подставлять другую щеку – за этим может скрываться и трусость, и мужество. Здесь то же самое. Поэтому детей, находящихся в таких условиях, мы, родители, должны приучать прежде всего не бояться. Если ребенок немного трусит, скрывает свою веру, если ему легче не ответить ударом на удар – его лучше научить проявлять мужество, не пасовать, не быть униженным. Ведь когда человека унижают, в нем оскорбляют образ Божий, его христианское достоинство. И если он умеет себя защитить – это очень хорошо. Потому что бывает так, что ребенок молчит по трусости, ненавидит своих обидчиков а оправдывает себя тем, что поступает по смирению. Но когда человек достаточно духовно зрел, имеет в себе мужество не ответить на удар, а пытается действовать по Евангелию, способен молиться за тех, кто его обижает, это высокий христианский подвиг. Об этом ребенке можно говорить с восхищением. Это часто недоступно взрослым верующим с большим опытом веры.


– И бывает, что в такое сложное время подростка предают друзья, переходя на сторону обидчиков. Как найти в себе силы простить?

– Тут трудно давать советы, всякий совет в этом случае будет неправомерным и надуманным. От предательства не застрахован никто. Есть такие вещи, которые необходимо просто пережить, испытать, перестрадать. И когда в жизни человека случаются беды, предательства, он должен быть к этому готов. Наша жизнь – не медовый пирог, полный только хороших сюрпризов. Здесь скорее требуется не совет, а утешение, поддержка со стороны оставшихся друзей, родителей, духовника, хотя и это не всегда поможет человеку. А тем более говорить: "Помолитесь за них" – в такие моменты далеко не всегда человеку дается искренняя молитва. Какие-то вещи лечит только время, они надолго остаются раной в сердце. Но это потом дает человеку возможность тоньше чувствовать людей, иметь снисхождение к их слабостям, серьезнее относится к выбору собственных друзей. И понимать, что дружба – это не когда тебе приятно находиться рядом с человеком, а когда вы останетесь вместе и в самые тяжелые моменты.

И надо очень хорошо проанализировать себя: всегда ли ты так дружишь, как хочешь, чтоб дружили с тобой? А всегда ли ты можешь пойти с другом до конца в тяжелых обстоятельствах и поддержать его, поделиться с ним своим сердцем? Или ты просто ждешь, чтобы это все давали тебе, ничего не давая взамен, а когда случается беда, огорчаешься: "Как же так? Ведь ты был моим лучшим другом?". Если ты на самом деле отдавал ему самое лучшее, это не может остаться без плода. Может быть, этот человек еще вернется.

Знаете, обиды посылаются человеку для того, чтобы он научился их прощать. Для начала хотя бы на самом маленьком уровне. Да, это ужасно тяжело, но другого пути в жизни христианина нет. И мне кажется, несмотря ни на что, христианин должен оставаться открытым, "любовь всему верит, все покрывает". Поэтому христиане – это те, которые больше всех остальных терпят боль, они более доверчивы, они иначе смотрят на мир. Для них человек – это тот, которого можно пустить в свое сердце. И это чувство не должно ослабеть в нас.


– Как можно вообще найти подход к этим людям, своим врагам? Притворяться такими же крутыми, как они, не хочется, а идти к ним с открытым сердцем – весьма сомнительная идея.

– Не знаю, нужно ли ставить эти эксперименты и пытаться узнать, каковы эти люди под маской. Если человек естественным образом встречается в твоей жизни, и вас что-то сближает, ты чувствуешь с ним родство душ – это одно. А когда ты пытаешься из интереса войти на его территорию и говорить на его языке, то либо ты получишь от него по самому больному месту, так как будешь слишком открыт, либо начнешь ему подражать, подпевать. Есть люди, которые способны раскрыться тебе навстречу и понять тебя, а есть неспособные к этому. Конечно, надо быть открытым для всех людей, но специально вести себя так: "Вот я сейчас открою тебе свой мир, чтобы ты открыл себя в ответ" – это достаточно опасная наивность. Даже если вы находитесь в одном коллективе, можно сохранять определенную дистанцию.


- Какая самая распространенная проблема, с которой к вам обращаются подростки?

– Проблема непонимания в семье. Подростки жалуются на то, что родители перестали их понимать, не слышат их собственной детской боли, относятся к ним формально и слишком командуют. Ребенок в этом возрасте часто ищет в родителе не просто родителя, но еще и друга, собеседника. И когда он этого не находит, это становится его внутренней проблемой. В этом случае священник, если он хорошо знает эту семью, может попробовать разобрать с ребенком проблемную ситуацию, поменяв его ролями с родителями. Иногда это срабатывает. А чаще нужно просто утешить ребенка, дать ему то, что недодали родители, ответить на те вопросы, на которые они не отвечают, а какой-то мере стать ему родителем. Тогда ребенок уходит успокоенным, и не осуждает родителей.


Беседовала Елена Меркулова



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Скоро это коснется каждого: о цифровой экономике и тотальном контролеСегодня мало кто понимает суть происходящего в России. Футбол и пенсионные проблемы отрывают умы людей от процессов, которые носят поистине революционный характер. Прежде всего, это внедрение так называемой «цифровой экономики». Пагубность этого явления люди еще до конца не осознали, в том числе и сами строители «нового дивного цифрового» мира. Новые цифровые технологии несут угрозу не только каждому отдельному гражданину, но и самому государству...

Мы должны вознести Царской Семье особые молитвы: Патриарх Кирилл в Екатеринбурге обратился к пастве13 июля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший с Первосвятительским визитом в Екатеринбургскую митрополию, посетил Храм-памятник на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской ставропигиальной обители г. Москвы. 

10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. 10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. "Цифра растет фактически каждый день, это живой процесс”... По его словам, "процесс идет во многом с опережением сроков”», − говорится в сообщении.

Свинское сословие, или пенсионная реформа глазами ОруэллаПри прочтении «Скотного двора» Джорджа Оруэлла возникает много ассоциаций с реалиями нынешней общественной жизни в России. Например, с темой пенсионной реформы, которая стала горячо обсуждаться в начале лета 2018 года. Я имею в виду предложения нового правительства России (сформированного после победы на президентских выборах весной 2018 года Владимира Путина) по повышению пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин...

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Июль 2018 (73)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Неделя 7-я по Пятидесятнице: Об исцелении двух слепых и немого бесноватогоТолкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил...

Россия отказалась от «гендера»!Законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» официально отклонен Госдумой. Это – поистине эпохальное событие, значение которого трудно переоценить. Законопроект ФЗ № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)», был внесён в Госдуму депутатами Е.Лаховой и В.Володиным и принят в первом чтении в 2003 г. В 2008 г. депутат Е.Мизулина, на тот момент председатель думского Комитета по делам семьи и женщин, доработала его, добавив ряд таких «гендерных» понятий...

Вновь об украинской автокефалии: Константинополь все же намерен отобрать Украину у Русской ЦерквиМосковская патриархия принимает гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар — исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви. Решение, скорее всего, положительное - положительное для украинских раскольников и людей, захвативших власть в Киеве, и печальное и пагубное для самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают православную ойкумену...

© Русь-Фронт
Православие в России