Беседа о календаре и Пасхалии

Беседа о календаре и Пасхалии

Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским.
Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы:  «Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах — исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые — суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное». 
Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви — ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному.  О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов — изрядных ученых и чистых богословов.   По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.   Тот же, кто изменит самовольно сии священные основания празднования Святой Пасхи, да будет проклят, говорили святые Отцы, что и запечатлено Духом Святым и ими в священных постановлениях Вселенских Соборов.   Это   постановление  преступил папа Григорий XIII, когда был введен новый календарь григорианский псевдохристианским Западом. Вот и случается католикам праздновать Пасху и одновременно с иудеями, и до иудейской пасхи, в чем сущее нечестие, так как Спаситель наш пострадал в день самой иудейской пасхи на Кресте, а воскрес после иудейской пасхи, и святые Отцы Вселенских Соборов тщились как можно далее от иудейской пасхи праздновать Пасху Господню — славное Его Воскресение. 
В Константинополе при патриархе Иеремии II в  1583  году собрался Собор, на котором присутствовали и патриархи Александрийский и Иерусалимский. Собор Вселенской Православной Церкви  1583   года  определил : «Наша мерность, обсудив вместе с прочими патриархами в Духе Святом, определяет и разъясняет решения о праздновании Пасхи и  о   календаре  святых Отцов. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове (т. е. старом календаре. — А. В.) и добре законоположили нам следовать, но, напротив, кто желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову (т. е. новому, гражданскому нашему календарю. — А. В.), тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить. Таковым да будет анафема, таковый отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане (XVI столетия, добавим мы, равно как и ХХ-го), пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость — и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь».   Собор сей, состоявшийся в  1583  году в Константинополе, являет неизменную верность целокупности писаного и неписаного Предания Церкви, и постановления его никем никогда не были отменяемыми; и под страшные его прещения и анафемы подпадают все, кто желает идти невыверенной, дерзкой, суетной стезей «новоисправленного», а точнее говоря, испорченного календаря.   Подобает ведать православным христианам, что богослужения по новому календарю разрушают творение святых Отцов — святый Типикон, сиречь Устав Церкви, определяющий годовой, круг богослужений. Ибо тогда повреждается память многих подвижников и мучеников Церкви, которой должно свершаться Великим Постом и не выходить за его пределы, относится ли то к празднованию 40 мучеников Севастийских (9 марта ст. ст.) или ко обретению главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.). При «новоисправленном», а точнее, испорченном  календаре  становится невозможной «Кирио-Пасха», т. е. совпадение преславное и таинственное Благовещения и Воскресения Христова. Нередко нарушается у новостильников и празднование дня памяти святого великомученика Георгия.   И особенное бесчестие католики наносят своим календарем апостолу Петру, хотя примат его они утверждают в своей Церкви и наместниками которого и последователями считают собственных пап. Апостольский, или Петров, пост установлен самими апостолами. Церковный документ, именуемый «Апостольскими постановлениями», гласит: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь». По древнему предписанию этот пост начинается в понедельник после Недели всех святых, следующей за праздником Троицы. Продолжительность Апостольского поста бывает разная: от 6 недель до недели и 1 дня. Высоким уважением пользовался этот пост среди христиан с глубочайшей древности: о нем свидетельствуют Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий. Так вот, в автокефальных Православных Церквах, принявших «исправленный юлианский календарь», Петров пост часто сокращается или полностью исчезает, если приходится на седмицу Пятидесятницы, когда он запрещается Типиконом. А самый Иерусалимский богослужебный Устав-Типикон — этот великий и бесценный плод молитвенного подвига величайших подвижников Православия. Типикон можно соблюсти ненарушимым только при юлианском церковном календаре и александрийской Пасхалии, принятыми Вселенской Церковью.   При новом же стиле насчитываются десятки отступлений от Типикона лишь за последние 20 лет. Это влечет за собой отход от традиций святых Отцов, нарушение молитвенного единства между Православными Церквами, а в практической жизни — разлад в церковном народе и разделения.   В начале века один из виднейших митрополитов российских писал, что принятие новой церковной практики — нового стиля — может иметь в будущем нежелательные и даже пагубные последствия для благосостояния Вселенской Церкви и может послужить оружием в руках ее врагов, которые, под предлогом «интересов православных народов», издавна ополчаются на вселенское православное единство.   Слова эти, сказанные в начале XX века, к сожалению, оправдались: стоит в Предании церковном сейчас лишь только Русская Православная Церковь, Русское Зарубежье, Афон, Сербская, Иерусалимская и Грузинская поместные Церкви.   
Кто же ввел сей противный разуму церковному ложный стиль? Особенно постарался в этом патриарх Константинопольский Мелетий IV, созвав в 1923 году в Константинополе совещание Православных Церквей . Некоторые церковные историки прямо указуют на его связь с международным масонством. Три восточных патриарха сурово осудили этот незаконный, назвавший себя «всеправославным» конгресс и отказались принять в нем участие. Не было там ни одного полномочного представителя Русской Церкви, насчитывающей 3/4 всего православного мира. Это совещание, внесшее глубокий разлад в православное единство, может считаться одним из самых печальных событий в жизни Церкви XX столетия.   О полной канонической неправомерности и преступности константинопольского «совещания» 1923 года, кроме отмены юлианского календаря, свидетельствуют и такие его постановления, как разрешение второго брака священнослужителям, — о беззаконие! — брака после хиротонии, т. е. после принятия священства; призыв отказаться от подвижного круга церковных праздников и даже от седмичного распорядка дней; предложение сократить богослужения и посты; другие сомнительные нововведения. Даже большевики не предлагали того, что проводил лжепатриарх Мелетий IV своим авторитетом. Большинство этих постановлений были отвергнуты сознанием Православной Кафолической Церкви, однако принятое некоторыми Церквами постановление о новом календаре нарушило единение их с другими Православными Церквами, вызвало в них серьезный внутренний разлад, расколы, продолжающиеся доныне.   Принятие нового стиля — преступление против любви Божией, против Церкви. И мы знаем, какой ложью пользовался Мелетий IV Метаксакис для внедрения нового стиля по наущению врагов Церкви. Так, например, в своем письме к финляндскому архиепископу Серафиму от 10 июля 1923 г. Мелетий говорит явную ложь, утверждая, что новый стиль был принят согласно общему мнению и решению Православных Церквей. Таким же образом он, коварный, ввел в заблуждение и нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Когда тот получил грамоту из Константинополя от 27 февраля 1924 г. о введении в церковном обиходе новоисправленного календаря, то русский народ на приходах встретил решительным сопротивлением это ложное новшество, и Патриарх — почему он и святой — тотчас покаялся в своей ошибке и отписал в Константинополь о невозможности измены церковному Преданию и введения нового стиля.   Мелетий должен был уйти на покой в связи с крайним возмущением православного населения Константинополя: греки тогда громили помещение Патриархии и нанесли ему оскорбление действием.   Впрочем, календарная смута не была устранена. Впоследствии, прокравшись на кресло Александрийского патриарха, Метаксакис и там навязал «новоюлианский» календарь. Особенно достойно сожаления это событие потому, что именно Отцы Александрийской Церкви были создателями православной Пасхалии и на протяжении многих веков ревностно ее хранили.   И сейчас сколько свидетельств получают православные христиане от своих собратьев в Болгарии, Румынии, Греции об оскудении благочестия там, где воцарилось поврежденное летосчисление, противное Священному Преданию Церкви. «Бесчинные и самовольные новшества, — как пишут афониты — ревнители благочестия, — нарушили писаные и неписаные предания, добровольно "облеклись в клятву яко в ризу"», по выражению Окружного послания 1848 г., подписанного четырьмя Патриархами и многочисленными членами Синода.   «Вопрос о календаре церковном — вопрос вероисповедный, вопрос канонический», — по свидетельству афонитов. Старый юлианский по происхождению, церковный по употреблению календарь — канонически обязательный, особенно в связи с Пасхалией и богослужебным Уставом. А новый григорианский — запрещенный, ибо повреждает церковные предания и церковную практику. Посему всякий, кто приемлет его, восстает на Церковь Божию, а через то обретается ли в числе друзей Божиих. Аминь.  
Прот. Артемий Владимиров
Благодатный Огонь № 1

Написать комментарий