ПО ТИПУ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ

ПО ТИПУ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ

Письмо клириков и мирян Алтайской епархии РПЦ МП Патриарху Московскому и всея Руси

Ваше Святейшество!
С великой болью и скорбью обращаемся к Вам, к сожалению, не видим иного выхода. Поверьте, нам это очень сложно делать, так как мы привыкли доверять священноначалию, а в данной ситуации обстоятельства не позволяют нам молчать.

В 2002 году на Алтай прибыл Епископ Барнаульский и Алтайский Максим. С его назначением мы связывали большие надежды, но, только приехав, новый Епископ повел себя неоднозначно. На старейших клириков Барнаульской епархии, без всякого на то основания, начались настоящие гонения. Почетные служители Христовы, десятки лет простоявшие у Престола, объявлялись ворами и бездарями.

Затем последовало дело, которое получило широкий общественный резонанс. По своему единоличному решению, руками нанятых людей, без благословения священноначалия, уведомления родственников и духовенства, без единого заупокойного молитвословия, был перезахоронен Епископ Антоний. После смерти Владыка Антоний был похоронен на территории Епархиального управления у устроенного им Иверского храма. Люди во множестве притекали на могилу любимого Архипастыря. Сейчас его могила на отдаленном городском кладбище. Когда данные действия стали известны, дабы оправдаться, Владыка задним числом сфабриковал документы, согласно которым, данные действия являлись решением Епархиального совета. Уже тогда мы поразились его цинизму и выражению откровенной лжи.

Большое внимание Владыка Максим действительно уделяет духовному образованию. При нем Барнаульское Духовное училище преобразовано в семинарию. Имея опыт устройства семинарии в Тобольске, он в полной мере перенес его в Барнаул, и положительные моменты, и, к сожалению, и отрицательные . В последнее время много сказано в прессе о порядках в Тобольской Духовной семинарии – один из авторов этих нестроений в полной мере воплотил данные порядки и в Барнаульские духовные школы. При практически отсутствующем конкурсе семинаристами часто становятся люди, не поступившие в другие учебные заведения и порой имеющие серьезные психические заболевания. Будущие пастыри более навыкают в различных трудовых послушаниях, самым лучшим из которых является работа на свечном заводе, где трудятся за сущие гроши. Материалы для производства свечей вызывают большие нарекания. Свечи гнутся, страшно коптят и пахнут. Народ вспоминает свечи производства завода в "Софрино", а работники храмов не знают, что делать с копотью, покрывающей стены Алтайских храмов.

Семинария очень нужна Правящему Архиерею. Баснословные поборы с приходов оправдываются сборами на семинарию. При каждом удобном случае, угрожая духовенству, он подчеркивает ее наличие. Священников, прослуживших большую часть жизни, владыка грозится "пинком под зад" отправить в одном известном ему направлении, заместив почтенного батюшку вчерашним семинаристом. Часто это происходит и практически. Пожилому протоиерею, в присутствии семинаристов и прихожан, архипастырь может в грубых выражениях объяснить его невоцерковленность. Семинаристы научаются владычьему лицемерию и, с раболепством прислушиваясь к своему Владыке, глядя в глаза, за глаза называют его "отчимом", и мечтают о том, что бы он подольше находился за пределами Епархии, потому что когда он на месте их жизнь превращается в каторгу.

Складывается впечатление, и практические шаги тому доказательство, что Владыка мечтает устроить Епархию по типу тоталитарной секты, в которой священнослужители проживают в церковных общежитиях, питаются в трапезных и довольствуются минимальными подачками из обобществленной храмовой бухгалтерии. Величина заработной платы клириков и церковнослужителей нашей Епархии часто меньше прожиточного минимума, чёрная бухгалтерия стала нормой. В этой системе, по прихоти Епископа, любой священнослужитель рискует оказаться на улице с детьми на руках, и без средств к существованию. Эта система полностью исключает из себя опытное духовенство, которое, не первый год, в нашей Епархии уничтожается как класс.

Уважаемые батюшки объявляются ворами, безо всякой на то причины, настоятелями крупнейших приходов и монастырей, зачастую осуществив подлог или фальсификацию документов, становится лично архиерей. Наш архипастырь в настоящее время является настоятелем Покровского Кафедрального Собора г. Барнаула, Свято-Никольского храма г. Барнаула, Успенского храма г. Бийска, Иоанно-Богословского скита с. Чемал, Свято-Никольского храма г. Белокуриха, Знаменского женского монастыря (настоятельница которого назначена Святейшим Синодом, но реальных полномочий по устройству монашеской жизни в обители не имеет). В данных храмах приходская жизнь практически разрушена, доходы храмов стекаются в Епархиальную бухгалтерию, где их след и теряется, они вывозятся, их дальнейшая судьба нам неизвестна. Ремонтные работы в означенных храмах производятся исключительно за счет благотворителей.

Многие настоятели тяжело переживают сложившуюся ситуацию, некоторые и вовсе не смогли пережить. Так, после долгой травли, упокоился заслуженный клирик нашей Епархии митрофорный протоиерей Михаил Капранов. На погребении пастыря Владыка долго говорил о бесконечной любви своей к дорогому батюшке, хотя и до этого, и спустя некоторое время, подло и цинично поливал его грязью, издевался над его памятью, называя вором и беззаконником. Вдовы почивших священнослужителей находятся в полном небрежении Епархиального руководства, и зачастую вынуждены влачить жалкое существование, подчас не имея средств даже на поездку в храм.

Большинство духовенства Епархии, находится под постоянным психологическим давлением. Практически ни одно действие духовенства не находят положительной оценки у Владыки, напротив, малейшее отступление от только одному ему известных правил навлекает на себя гнев Архиерея, а часто и прямые гонения. Если посмотреть реальные статистические данные по изменению состава духовенства Епархии за последние семь лет, приходишь в ужас от того, сколько священников вместе с семьями вынуждены были покинуть пределы Епархии, сколькие трудятся на светских работах, оставив служение, а сколькие пребывают в запрете, до выяснения обстоятельств, которые всем известны и до наложения запрета. За последнее время запрещено в служении несколько священнослужителей, некоторые из которых перешли к старообрядцам, и, скорее, не по идеологическим рассуждениям, а спасаясь от изложенных выше обстоятельств. Вместе со своими духовными отцами храмы перестают посещать многочисленные миряне. Кто будет нести ответственность за это перед Богом? Уже можно услышать просьбы о молитвенных собраниях на частных квартирах, и это когда построены и отреставрированы храмы. Это ли не проявление страшных тенденций, которые разрушают Церковь.

Немалое волнение вызывает положение Воскресных школ в приходах. Дети, которые занимаются только по воскресениям, вынуждены участвовать в многочисленных конкурсах, концертах, фестивалях, выставках и прочих мероприятиях. В результате у детей формируется циничное, формальное отношение к мероприятиям, в которых они участвуют с большой неохотой, и в окончании которых они говорят, что "наконец-то отмучились". Поделки на выставках изготавливаются порой в очень сжатые сроки родителями учеников. Поздравление Архиерея на Рождество Христово и на Святую Пасху затягивается на неопределенное время, а дети прибывают там после ночного Богослужения до Вечерни. В эти праздники усталость детей доходит до обморочного состояния. Будут ли эти дети посещать Храм Божий в самостоятельной жизни – большой вопрос. Мы сейчас уже наблюдаем большой отток детей в Воскресных школах, куда их уже отказываются водить родители. Обязаловка, которой настоятели храмов вынуждены подвергать детей, во избежание прещений от Владыки, приводит к полной профанации целей, для которых эти школы созданы. Уставшие от подобной деятельности родители уже узнают о наличии школ, в которых бы преподавался Закон Божий, так как в театральные и певческие студии они могут отдать детей и вне стен храма, и уровень преподавания там непомерно выше.

Особого внимания заслуживает отношение Владыки со светскими властями, которые вразрез с ежегодными отчетами и взаимными награждениями находятся на неудовлетворительном уровне, что не позволяет решать многие насущные вопросы. Многое удается решить только посредством непоколебимого уважения к Русской Православной Церкви и личного авторитета некоторых священнослужителей. На многочисленных заседаниях Архипастырь неоднозначно высказывается в адрес Краевого и Городского руководства, о каком взаимодействии может идти речь, когда заместитель губернатора, по выражению Владыки-богослова "трясёт штанами, прости Господи", мэра "давно нужно посадить", а благоденствие Церкви зависит от того, насколько скоро "вымрут" ныне предержащие власти.

Во всем этом мы видим огромную нелюбовь Архиерея как к священнослужителям, так и к мирянам, что ставит под сомнения слова Христа, о том, как познаются Его ученики.

В своем обращении к ректорам духовных учебных заведений Вы, Ваше Святейшество, справедливо заметили, что "люди с психическими отклонениями неспособны обращать к Церкви сердца современных людей". А психическое здоровье Владыки Максима вызывает много вопросов. Во время богослужений Владыка не молится, а раздает многочисленные претензии сослужащему духовенству и просто церковнослужителям. Из храма вполне заметно, что даже во время чтения Святого Евангелия, Слов Самого Христа, он громко отчитывает семинариста – пономаря, что показывает его "благоговейное" отношение к Словам Христовым. Среди наших прихожан есть специалисты в области психических расстройств, которые прямо указывают на проблемы с психическим здоровьем у Архиерея, а наличие определенных заболеваний может резко негативно сказываться и на духовном здоровье двух регионов – Алтайского края и Республики Алтай. Каждая служба с Владыкой воспринимается духовенством как серьезное испытание психики, и даже Праздники, временем, которое просто надо пережить, без какой-либо духовной радости, как пытку.
Послушание сменилось раболепством и самодурством, любовь – ненавистью, надежды – отчаянием. Ждать изменений с его стороны не приходится, - за годы нашей совместной службы все изменения происходили лишь в худшую сторону.

Мы устали от ханжеского лицемерия Владыки и ненавидим себя за то, что и сами долго лицемерно молчали…
Мы, конечно, понимаем, что мы - овцы а он – пастырь, но овцы мы Словесные, а не бессловесные и молчать далее мы не можем!
Ваше Святейшество! Ради Пастыреначальника Христа, избавьте нас от "волка в овечьей шкуре", который и сейчас с лютой ненавистью смотрит на всех нас, и терзает стадо, которое ему вверено беречь.

Клирики и миряне Алтайской Епархии.

P.S.
Ваше Святейшество, смиренно просим прощения, что оставили письмо без подписей - были случаи, когда вместо мер по решению подписанных вопросов, начинались репрессии относительно подписавшихся, у нас уже идет "охота на ведьм", и боязно перечеркнуть свою жизнь росчерком пера, но думаем что придумать все это, чтобы "насолить" Владыке, у нас просто бы не хватило фантазии.

Написать комментарий