Об узком пути ко спасению

Об узком пути ко спасению

С трудом можно входить в Царствие Божие: его должно восхищать "нуждою", его должно брать сплою, как осаждаемый город. Врата в Царствие Божие тесны. Чтобы войти в них, должно стеснить и подвергнуть мучению греховное тело; должно унизиться, смириться и сделаться малым. Широкие врата, которыми идет большая часть людей и которые совершенно отворены, ведут к погибели. Посему не должно входить во врата сии. Когда мир оказывает нам свое благоволение и расположение, когда путь жизни нашей не представляет нам никаких неудовольствий, когда "добре рекут о нас вси человецы", то - горе нам! К будущей жизни мы тогда только бываем более способны, когда в жизни настоящей обременяют нас многочисленные бедствия. Итак, не будем следовать за большею частью людей, которые ходят по путям широким и удобным. Должно идти по следам малого числа избранных, по пути святых, по трудной стезе самоотвержения. Путь к небу должно пролагать между скалами несчастий этой жизни и вместе помнить, что последний шаг жизни требует самого великого усердия войти в тесные врата вечности. Вот что пишет об этом последнем шаге в вечность - "о брани в час смертный" - афонский иеромонах Макарий:
"День особенной духовной брани в нас есть день смерти. Если враг дерзнул явиться к безгрешному Спасителю нашему при конце Его земной жизни, в чаянии найти в Нем какую-нибудь погрешность, как сказал Сам Господь: Грядет мира сего князь, и во Мне не имать ничесоже (Ин. 14, 30), - то тем смелее является он каждому из нас пред нашею кончиною и дерзостно прнражается к нам, грешным. Итак, чтобы брань смертная не застигла нас неготовыми, необходимо бороться мужественно во время данной нам Богом жизни. Проведший свою жизнь в мужественной борьбе по навыку и опытности в духовной брани легко одерживает победу и в последний час смерти. Для сего требуется также частое и внимательное размышление о смерти. Делающий это страшную для неготовых смерть встречает с меньшим страхом: ум его, не занятый сторонними предметами, будет свободен в избрании мер для успешного окончания предсмертной борьбы.
Но в чем состоит предсмертная брань, и что нужно делать в час смерти, чтобы не остаться навсегда побежденным?
Есть четыре главных и более опасных прилога, которыми враги наши - демоны - имеют обыкновение побеждать нас в эти минуты, - это:
1) Неверие;
2) Отчаяние;
3) Тщеславие;
4) Различные мечтания и преобразования демонов в ангелов света.
Из книги С.А. Нилуса


Написать комментарий