Подвиг Четыредесятницы - подвиг покаяния

Подвиг Четыредесятницы - подвиг покаяния

Слово свт. Игнатия (Брянчанинова) в Неделю о блудном сыне
Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать верующих, родившая их во спасение и принимающая на себя все заботы, чтоб чада ея не лишились своего наследия — Неба, приготовляя их к успешному совершению наступающаго подвига святыя Четыредесятницы, постановила сегодня читать на Божественной Литургии притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне.
В чем заключается подвиг святыя Четыредесятницы? это — подвиг покаяния. В настоящие дни мы стоим пред временем, преимущественно посвященным для покаяния, как бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче! Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, безконечное милосердие Отца Небеснаго к грешникам, приносящим покаяние. Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лук. 16, 10), возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах слышателей, благоволил дополнить их притчею.
«Некоторый богатый человек — поведает евангельская притча — имел двух сынов. Младший из них просил отца, чтоб он выделил следующую ему часть имения. Отец исполнил это. По прошествии немногих дней меньшой сын, забрав доставшееся ему имущество, ушел в дальную страну, где расточил имение, проводя жизнь распутную. Когда он прожил все, в стране той сделался голод. Сын богача не только начал нуждаться, но и пришел в бедственное состояние. В такой крайности он пристал к одному из местных жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Несчастный, томимый голодом, рад был бы наполнить чрево тем грубейшим кормом, которым питались свиньи! но это оказалось невозможным. В таком положении он, наконец, очувствовался и, вспомнив обилие, которым преисполнен дом отцовский, решился возвратиться к отцу. В мысли он приготовил, для умилостивления отца, сознание греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение о причислении уже не к семейству отцовскому — к сонму отцовских рабов и наемников. С таким сердечным залогом младший сын отправился в путь. Еще был он далеко от родительскаго дома, как отец увидел ето, — увидел, и сжалился над ним: побежал на встречу к нему, кинулся на шею ему, стал целовать его. Когда сын произнес приготовленныя исповедь и просьбу, отец повелел рабам: «принесите лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку его, и наденьте сапоги на его ноги. Приведите и заколите тельца упитаннаго: мы вкусим, и возвеселимся. Этот сын мой был мертв, но ожил, — пропадал, но нашелся!» Старший сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле, возвратился во время пира в дом. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец, воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был мертв, и ожил, — пропадал, и нашелся (Лук. 15, 11-13)!
Меньшой сын, по изъяснению святых Отцов, может быть образом и всего падшаго человеческаго рода и каждаго человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну — дары Божии, которыми преисполнен каждый человек, преимущественно же христианин. Превосходнейшие из Божиих даров — ум и сердце, а в особенности благодать Святаго Духа, даруемая каждому Христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ея по произволу — стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божиих. Дальная страна — жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения — истощение сил ума, сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание от себя Святаго Духа деяниями греховными. Нищета меньшаго сына: это — пустота души, образующаяся от греховной жизни. Постоянные жители дальной страны — миродержители тьмы века сего, духи падшие, постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их влиянию подчиняется грешник. Стадо нечистых животных — помышления и чувствования греховныя, которыя скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ея; они — неминуемое последствие греховной деятельности. Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышлении и ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! а и выполнение возможных человеку страстных помыслов и мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро может служить для него удовлетворительною, жизнеподательною пищею. Зло, привлекая к себе и обольщая вкус сердца, поврежденный падением, способно только разстраивать человеческия свойства.
Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь! Невыносима мука от страстных греховных помышлений и ощущений, когда они кипят, как черви, в душе, когда они терзают подчинившуся им душу, насилуемую ими душу! Нередко грешник, гонимый лютыми помышлениями, мечтаниями и пожеланиями несбыточными, приходит к отчаянию; нередко покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную. Блажен тот грешник, который, в эту тяжкую годину, придет в себя, и вспомнит неограниченную любовь Отца Небеснаго, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небеснаго Отца — святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием.
Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека, для успешнаго и плодовитаго покаяния, необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающагося к Богу с таким сердечным залогом, еще далече ему сущу, видит Бог: видит, и уже поспешает к нему на встречу, обемлет, лобызает его Своею благодатию. Едва кающийся произнес исповедание греха, как милосердый Господь повелевает рабам — служителям алтаря и святым Ангелам — облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его перстень — свидетельство возобновленнаго единения с Церковию земною и небесною, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его была охраняема от духовнаго терния прочными постановлениями — такое значение имеют сапоги — заповедями Христовыми. В довершение действий любви, поставляется для возвратившагося сына трапеза любви, для которой закалается телец упитанный. Этою трапезою означается церковная трапеза, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища и питие: Христос, давно обетованный человечеству, приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для падшаго человечества с самых минут его падения.
Евангельская притча — Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческаго слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила святая Церковь всенародное чтение этой притчи пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящаго в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о безконечном и неизреченном милосердии Небеснаго Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов — первородных сынов Небеснаго Отца, никогда непреступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимаго милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает веселитися и радоватися, яко меньший брат их — род человеческий — мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся, при посредстве Искупителя. Радость бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице кающемся.
Возлюбленные братия! употребим время, назначенное святою Церковию для приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его на созерцание великаго милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истиннаго покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей безценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! да будет радование наше безконечно! да совокупится оно с радостию святых Божиих Ангелов! да исполнится и совершится радость Ангелов и человеков в совершении воли Небеснаго Отца! яко несть воля пред Отцем Небесным, да погибнет един от малых сих (Матф. 18, 14) человеков, умаленных и уничиженных грехом. Аминь. 
Источник: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том четвертый: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. — Издание второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 34-39. 

Написать комментарий