Скорбная память без срока давности

Скорбная память без срока давности

1-2 марта 1943 года в поселке Корюковка, что на Черниговщине, гитлеровские головорезы расстреляли или сожгли живьём около 7 тысяч женщин, стариков и детей. Они приняли мученическую смерть от рук оккупантов только за то, что оказались в зоне активных действий партизан, возглавляемых дважды Героем Советского Союза легендарным Алексеем Федоровым.

* * *

Не счесть кровавых преступлений, совершенных оккупантами за годы Второй мировой войны на землях Европы и Советского Союза. Зверское обращение с местным населением было нормой их поведения. При этом они осуществили несколько акций массового истребления гражданского населения в самых изуверских формах. От этого зверства у нормального человека в жилах стынет кровь. Мир знает о трагедии чешской деревни Лидице, где оккупанты, обвинив жителей в укрывательстве их противников, казнили 340 человек. Аналогичная участь постигла французскую деревню Орадур, после того как там был убит немецкий офицер. Многие знают и о белорусской Хатыни, где было расстреляно 149 её жителей в связи со смертью немецкого офицера. Но мало кто знает о Корюковской трагедии.
 
В сентябре 2012 года президент Украины Виктор Янукович подписал Указ «О мероприятиях в связи с 70-й годовщиной Корюковской трагедии». Месяцем позже Верховная Рада приняла постановление «О чествовании памяти жертв Корюковской трагедии во время Второй мировой войны».

* * *

С отступлением советских войск из Черниговщины в начале Великой Отечественной войны обстановка в указанном районе еще долго сохранялась такой, что оккупанты не могли установить свой «порядок». Корюковские леса стали надежным пристанищем для местных партизан, активность которых нарастала.

Смелость патриотов дошла до такой степени, что 7 ноября 1942 года они открыто провели в райцентре празднование годовщины Октябрьской революции с трансляцией радиорепортажа из Москвы. Слух об этом мероприятии распространился по области. Оккупанты пришли в бешенство, ибо был опровергнут распускаемый ими слух о том, что войска фюрера покорили Москву и успешно продвигаются в сторону Урала. Для наведения «порядка» в октябре 1942 года в Черниговской области была размещена 105-я венгерская дивизия под командованием генерала Алдя-Папа Золтана Йогана в качестве силы, призванной подавить народное сопротивление. Но еще долгое время обстановка в районе не полностью контролировалась оккупантами.
 
Мадьяры проявили откровенную жестокость по отношению к местному населению и добились весомых «результатов». В общей сложности за период с октября 1942 по сентябрь 1943 г. от их рук на территории области приняли смерть около 60 тысяч человек из местного населения. Против черниговских партизан также были брошены хорошо вооруженные подразделения полевой жандармерии и СД. Под натиском превосходящих сил противника соединение партизан вынуждено было отступить в клетнянские и злынковские леса Брянской области, продолжая громить вражеские гарнизоны, пускать под откосы воинские эшелоны, взрывать мосты. В конце февраля 1943 года, после судьбоносной победы советских войск в Сталинградской битве, соединение Федорова с боями возвратилось на Черниговщину, чтобы содействовать планируемому наступлению Красной армии. И вот здесь-то произошли события, которые вошли в историю Второй мировой войны как самые кровопролитные за время оккупации гитлеровцами чужих территорий.

Разведка партизан установила, что в корюковской тюрьме находятся около сотни местных жителей из пресловутого списка № 3. В него вносились все бывшие работники советских и партийных органов, а также члены их семей на предмет уничтожения как потенциальных противников оккупационного режима.

Получив эту информацию, командование ни минуты не размышляло о том, вызволять ли заложников из беды или нет. Вопрос решался лишь, каким образом и какими силами. Реализация замысла осложнялась тем, что катастрофически недоставало боеприпасов, которые были израсходованы в боях по пути из брянских лесов. Сам Алексей Федоров в это время находился в Москве, где и решалась проблема оснащения партизан для дальнейшего вдения боевых действий. Ситуация же складывалась таким обраом, что медлить было нельзя. А потому, собрав остатки боеприпасов, 27 февраля был осуществлен штурм райцентра Корюковка.

Ошарашенная неожиданным появлением партизан полиция никакого сопротивления не оказала и разбежалась. Пытавшиеся обороняться венгерские вояки, потеряв несколько десятков сослуживцев, также ударились в бега. Партизаны первым делом освободили смертников, а затем вывели из строя железнодорожную станцию и прилегающие к ней пути. Был выведен из строя паровоз и 18 вагонов с грузами, все стрелочные переводы, деревянный мост и 5 километров железнодорожного пути. Заодно были уничтожены два автомобильных гаража вместе с техникой, 8 прицепов, механические мастерские, склад горючего, телефонная станция. После операции партизаны возвратились к месту дислокации, не предполагая, что озверевшие оккупанты совершат очередное бесчеловечное деяние. Страшная беда пришла в Корюковку уже 1 марта.

Окружив райцентр, каратели организовали истребление всего местного населения.

Они сгоняли жителей в группы по 50-100 человек, вталкивали их в общественные здания и расстреливали. А казнив женщин, стариков и детей, эти бесчинствующие нелюди не удосуживались похоронить невинные жертвы по-человечески. Они их сжигали здесь же, вместе со строениями. В этих целях были использованы местный ресторан, театр, церковь, здание районного земельного отдела.
 
Пока одна часть карателей орудовала в центре, другая, под предлогом проверки документов, вламывалась в частные дома, расстреливала всех присутствующих, а потом поджигала жильё и дворовые постройки. Наутро они организовали «зачистку», отлавливая тех, кто избежал смерти накануне. В результате этих зверств было уничтожено 6700 человек, сожжено 1290 усадеб: уцелело лишь 10. А 9 марта они провели повторную «зачистку», чтобы уничтожить тех, кто чудом остался жив. Корюковка была снесена с лица земли: как населенный пункт она уже не существовала. Не было и слез, потому что не осталось и плачущих.

Так свершилась трагедия. Без содрогания невозможно ответить на недоумённый вопрос, как и почему стало возможным, что практически все женщины, дети и старики поселка в течение двух дней, в нечеловеческих страданиях, оказались в мире ином по воле головорезов, лишенных человеческого облика и морали. Можно понять, когда люди гибнут в атаке или в обороне, но как нормальному человеку воспринять ситуацию, когда он узнаёт, что полчища иноземцев рыскали по населеному пункту, умертвляли всех подряд, а затем предавали тела огню.

Только недавно на основе документальных источников были установлены личности военных преступников. Сотрудники Украинского института национальной памяти под руководством В. Солдатенко и сотрудники Корюковского исторического музея провели большую исследовательскую и поисковую работу в архивах Украины. По их просьбе проводилась работа в архивах ФСБ Российской Федерации. В результате было установлено, что жители Корюковки были уничтожены карательным отрядом 56-го карательного полка фельджандармерии во главе с начальником черниговской службы безопасности Кристензеном. По приказу начальника штаба 399-й главной полевой комендатуры Байера Бруно Франца, 1888 года рождения, уроженца немецкого города Касселя. Комендатура находилась в городе Конотоп Сумской области и была подчинена VІІ отделу при штабе группы армий «Юг» вооруженных сил нацистской Германии.

Корюковская трагедия... Мы должны помнить, чтобы не допустить подобного. Проходят годы, меняются поколения и ценности, но не угасает чувство благодарности к тем, кто ценой своей жизни обеспечил Победу в Великой Отечественной войне, отстоял нашу свободу и независимость, а также чувство брезгливости и осуждения со стороны нормальних людей к гитлеровским головорезам и их пособникам
Автор: Герард Алексеевич Кузнецов, участник партизанского движения, Почетный гражданин города Чернигова.

Фото предоставлены Оксаной Александровной Толкачёвой – научным сотрудником Корюковского исторического музея
 

Написать комментарий