Дух Истины - это не дух фанатизма

Дух Истины - это не дух фанатизма

НУЖНЫ РЕВНИТЕЛИ
Ревнители нам [и вправду] необходимы. Ничто другое в наше время не нужно так Божией Церкви, как люди, пламенеющие духом и служащие Господу (Рим. 12, 11). Божия Истина в человеке подобна огню: он должен гореть, освещая все вокруг. Об этом свидетельствует пророк Иеремия, однажды зарекшийся больше не говорить о Боге отступническим сынам Израиля. Но не мог надолго удержаться, потому что, говорит, было в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер. 20, 9). Вот какова ревность по Божией Истине.
Поборники лжи часто называют ревнителей Истины фанатиками. Но и это слово на их языке - [не более чем] ложь. Ведь фанатиками испокон веков были именно приверженцы [всякой фальши и] неправды; фанатики - те, кто быстро и легко проливает кровь своих оппонентов. Такими были фарисеи, дела которых выливались в целые потоки крови пророков и Апостолов. Такими были и ариане, огнем и мечом пытавшиеся истребить православных светочей Истины. Таковы в наше время иудаизированные московские безбожники, с демонической яростью мучающие и убивающие православных русских. Впрочем, фанатиками всегда и повсюду были все безбожники (Нерон, Калигула) и все еретики.
Дух Истины - это не дух фанатизма. Следовательно, не фанатичен и дух Православия... Ревность дому Твоего снеде мя (Пс. 68, 10) - сказано о Спасителе. Значит, человек, сгорая от ревности по Божией Истине, испепеляет самого себя, тогда как фанатики, борцы за ложь, поедают других. Наш духовный отец и Христов апостол Павел различает ревность по разуму и не по разуму. О своих единоплеменниках он говорит: Ревность... имут, но не по разуму (Рим. 10, 2). Не по разуму и не для чего-либо осмысленного, а напротив - это ревность необузданная, в конце концов приводящая к чему-то именно безрассудному. Яркий пример такой ревности явил Израильский царь Ииуй, как траву косивший Божиих врагов, а потом поклонявшийся золотому тельцу (4 Цар. 9-10).
Христос для нас - воплощенный высший Разум, и ревнующий по Нем ревнует по Разуму, т. е. разумно. Тот же апостол Павел заповедует филиппийцам подвизаться единодушно за веру Евангельскую(Флп. 1, 27). Его собрат и сотоварищ по апостольскому служению святой Иуда повторяет эту заповедь, увещевая подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1, 3). Итак, ревнование по вере в Господа Иисуса Христа - это не какой-то излишек нашего служения Богу, а заповедь и наш постоянный долг, без которой двери спасения для нас закрыты. Впрочем, наша Церковь не лишена ревнителей. Их немало, но этого опять-таки недостаточно. Мера ревнителей наполнится только тогда, когда ими станут все осеняющие себя крестным знамением.
Пока наши отцы находились под турками, они и в самом деле были борцами за свою веру, не отпадая от нее даже тогда, когда приходилось жертвовать собственной жизнью. А сегодня, когда пришла свобода, расплодились и отступники от веры, и еретики, так что борьба за Истину должна быть продолжена и в условиях свободы, как некогда в рабстве. Для этого нужны духовные воины, т. е ревнители, которые по примеру пророка Илии будут говорить: Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы (а ныне - некоторые сыны Православия) оставили завет Твой (3 Цар. 19, 10).

НЕ СМОТРИ НА ОТСТУПАЮЩИХ
О славном военачальнике Степе Степановиче рассказывают, что он всегда долго разрабатывал планы нападения на противника. Но когда совершал [само] нападение, то остановить его было невозможно решительно никому. Однажды, командуя армией на Колубаре*, он получил приказ Верховного командования о немедленном отступлении. «Я не могу отступить, потому что не вижу к тому никаких оснований», - ответил Степа.
Тогда Верховное командование пояснило ему, что обе армии на его левом и правом фланге тоже отступают. «Это вовсе не причина, что и я должен отступать, - сердито буркнул Степа, - прикажите не мне отступать, а им наступать».
Не смотри на отступающих от закона Божия; пусть не они станут для тебя мерилом, а ты для них.
Будь тверд и мужествен, - заповедал Господь Иисусу Навину, - и тщательно храни и исполняй весь закон... не уклоняйся от него ни направо, ни налево... тогда ты будешь успешен в путях твоих (Нав. 1, 6. 7. 8).


*Знаменитое сражение Первой мировой войны, в котором сербские войска разгромили превосходящие австро-венгерские силы. - Примеч. ред.

Из книги Творения Свт. Николая Сербского
«О Боге и людях». М.: 2006


Написать комментарий