ВЕЛИКИЙ ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

ВЕЛИКИЙ ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Слово в день памяти преп. Сергия Радонежского
Среди небесных предстоятелей престолу Святой Троицы – великий игумен земли Русской имеет у Господа особую благодать и силу в попечении о земном своем Отечестве.

Святая Православная вера - основа и утверждение Руси. Многими скорбями и бедами испытывалась верность Святой Руси Небесному Царю, испытывается ее преданность Предвечной истине и ныне, и в этом следует нам усматривать руку благого Промысла Божьего: ибо «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.XII.6). Беды приходили на нашу землю извне: иноземные супостаты несли на своем оружии убийство и опустошение; обдержали беды и от внутреннего духовного разлада в среде самого русского народа. Наставали и мрачные периоды, казалось бы, безнадежного упадка, когда неотвратимым виделся конец самобытности государства и безвозвратной утрата людьми тех духовных ценностей, дававших им право носить высокое имя народа Православного, народа Русского. Но как во времена пророка Илии Господь сохранил Израиль ради семи тысяч мужей, не преклонивших колен своих пред Ваалом, так ради праведников, которые во множестве обретались в широких российских пределах, миловал и заступал он Русь. Сии праведники и в привременной жизни не уставали молиться за народ, учить народ праведному труду, терпению и покорности воле Божией, и, достигнув отечества Небесного, остались заступниками и ходатаями пред Богом за нас, меньших своих сродников.

Велик у Господа преподобный отец наш Сергий. «Время общественных нестроений есть его время», - изрек о Преподобном наш народ, видевший проявление благодатной силы радонежского игумена в годину смут и тяжких испытаний. И нам жительствующим во времена государственного неустройства и трагического духовного разлада, не следует забывать об этом изречении. Преподобному близки переживаемые нами трудности, ибо сам он родился и пожил во времена гораздо для России тяжкие -  в период трехвекового ига варваров. В лесной пустыне, преходя от силы в силу духовного совершенства, вынес Преподобный самую жесточайшую брань – брань с духами злобы поднебесной. Преодолев невещественных супостатов, ненавистников небесного отечества нашего, духоносный авва явился наставником христолюбивых воинов, подвизающихся за страждущее отечество Русское. Немеркнущим символом победительного поборничества за Русь Святую на все времена останется благословение Преподобным на Куликовскую победу Св. Блгв. Кн. Димитрия Московского. Посылая от себя в русскую рать двух иноков, игумен собственноручно вместо боевых доспехов возложил на них знамение креста на схимах и наставил их полагаться на сие нетленное оружие. Этим и нас Преподобный наставляет уповать на всепобеждающую силу креста Христова и не обольщаться или же не смущаться какими-либо внешними условиями нашей жизни.

Эти внешние условия державного упадка и нравственной катастрофы в окружающем нас обществе вполне могут навевать нам отчаянные мысли о конце России, об оставленности ее милостью Божиею и помощью святых. Однако при взгляде на историю нашего отечества, на то, как Божественным чудом устроялась Русская земля, такие соображения отразят в себе лишь наше маловерие, но никак не истинное состояние в духовном мире. И убеждает нас в этом – преподобный отец наш Сергий. Было время, когда за грехи народа вышние силы стали покидать сердце Руси – Москву. В начале XVI века, когда тьмы крымского хана Махмета-Гирея, пройдя Русь огнем и мечем, готовились к приступу первопрестольного града, некоторые москвичи стали зрителями чудесного видения. Из Кремля через Фроловские ворота вышел крестный ход. Участники его: святители, священно и церковнослужители, несшие чудотворные иконы, рипиды, свечи и кадила по чину, и множество простого народа – были святым собором, отъемлющим свое заступничество от людей, не вразумившихся всеми постигшими их и надвигающимися новыми грозными бедствиями. Но навстречу чудесному крестному ходу устремились преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Припав к стопам святителей, умоляли они не покидать града в жестоком обстоянии от варваров. Усердное печалование преподобных умолило великий собор святых, и, наконец, весь святый лик единодушно подвигся на молитву, воспел каноны пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери и вернулся в Кремль. Хану в видении представилось безмерное войско, исходящее из стен московских, и он поспешно отступил. Еще не раз суровые испытания посещали русскую землю, но всякий раз была явлена благодатная помощь Возбранного от Царя сил и чудотворца преподобного отца нашего Сергия. Время общественных нестроений – его время, и он не умедлял ратовать за страждущую Русь, действуя со всей великой дерзновенной силой, коей прославлен он у Господа. «Кто ты, который так думаешь, что не быть на Руси православию и хочешь испытать судьбы Божии? А того не знаешь, что за вас молит Бога ваш преподобный Сергий чудодействующий, и будет православие на Руси по-прежнему», – был глас одному троицкому иноку, оплакивавшему на молитве судьбу Руси и бедствия Православной Церкви во времена междуцарственной смуты и нашествия ляхов.

Не только в судьбах державы российской, но и на жизненных стезях благочестивых рабов Божиих являет Преподобный свою победительную помощь . Одно из множества о том свидетельств предоставляет нам житие Св. препмч. Вел. Кн. Елисаветы, память которой мы также совершаем ныне. Имя преп. Сергия носил ее Августейший супруг Вел. Кн. Сергей Александрович, пятый сын Императора Александра Второго: когда Русский Царь после своей коронации посетил Лавру преп. Сергия, перед мощами Всероссийского Игумена им дан был обет – в случае рождения сына в благодарность и память великого чудотворца назвать его Сергием. Годы зрелого мужества Вел. Кн .Сергия пришлись на те времена, когда начала оскудевать вера в среде народа, когда веяния различных «свобод» покушались на незыблемые дотоле Православие и принцип самодержавия, на которых утверждался тысячелетний столп Государства Российского. Великий Князь, достойный носитель имени великого заступника земли Русской, стал твердым заступником святой веры и монаршего престола, в течение 14 лет пребывая на посту Московского генерал-губернатора. Как доблестному воину Небесного Царя и верному помощнику Царя земного Великому Князю пришлось понести скорбный крест поношений и клеветы. Проводившего в супружестве целомудренную жизнь Великого Князя, развратное, лишенное духовных ориентиров общество, лживо клеймило в безнравственности; тем большую к нему ненависть вызывали его истовое церковное благочестие и непоколебимость его жизненных принципов. Его ждала мученическая  кончина от рук заговорщиков-безбожников. «Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину, - писала Государю вдова князя-страстотерпца Вел. Кн. Елисавета Федоровна. – За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если мог бы этим помочь. Надеюсь, Господь даст мне силы, чтоб никто не смел сказать, что я оказалась недостойной водительства такого истинно благородного мужа и настоящего христианина». Преп. Сергий, небесный покровитель Благоверного Князя, устроивший земной путь его до переселения в обители небесные, не оставил своим попечением и благочестивую супругу его. Одной из сестер Марфо-Мариинской обители милосердия, основательницей и настоятельницей которой стала удалившаяся от дворцовой жизни Вел. Кн. Елисавета, открылись в видении горние чертоги, и в них представилась ей матушка-настоятельница, стоящая рядом с преп.Сергием Радонежским. Это светлое видение, свидетельствующее о духовном родстве этих святых, также явилось знамением для мученической кончины Вел. Княгини, которая последовала в 1918 году, в день, когда совершается память преп.Сергия. А еще за день до того взошли на свою голгофу Святые Царственные мученики. Россия потонула во мраке. Затворились врата Лавры преподобного Сергия, закрытые для верующих безбожниками, восхитившими власть над Россией. Угасли лампады у раки Великого Игумена земли Русской, что исстари в чутком народном сознании воспринималось как показатель всеобщей духовной катастрофы. А честные и цельбоносные мощи Всероссийского светильника и печальника подверглись кощунственному поруганию.

Но всегда действенно Божественное Слово, гласящее: «И свет во тьме светится, и тьма его не объят». (Ин.I.5)  Духовная тьма, потопившая Россию. разрушившая, осквернившая ее святыни, бессильна угасить сердца, светящиеся всепобедительной силой креста Господня. Во глубине алапаевской шахты, изнемогшая плотию, но пламенная духом, Св. препмч. вел. Кн. Елисавета возносит своему Спасителю гимн херувимской песни, готовая из мрачной пропасти вознестись душою в светлые селения ангелов и святых. ведая всю глубину духовной бездны, в которую низверглось его земное отечество, видя осквернение своих святых мощей, как и древле не оставил своей Руси ее Великий Игумен. Не преставил он своего печалования за поруганную родину, обретя себе на небесах новых сомолитвенников в лике Новых мучеников и исповедников Российских. Удивительно ли, что Лавра Преподобного первой из российских обителей восстала после десятилетий мерзости запустения от небытия к жизни. Знамением того, что в настоящее, исполненное лукавства время, происходит процесс собирания утраченного нами духовного богатства, является наравне с возрождением к жизни поруганных храмов также и обретение честных останков Вел. Кн. Сергея Александровича и с подобающей им честью положение их в часовне Новоспасского монастыря.

Русь не погибнет, но возродится, она восстанет от разрухи и хаоса: залог этого негасимые огни лампад у раки мощей Преподобного, неиссякаемый поток богомольцев, притекающих к его святым мощам. Как не отымется благодатная помощь и скорое заступление преблаженного и Богоносного отца нашего всем с верою припадающим к нему и молящимся усердно: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный Чудотворче!»
Аминь.

 Проповеди русским святым.  

Написать комментарий