Прости за клевету, Богом данный Грозный Царь!
31 марта (18 марта по ст.ст.) 1584 года почил Царь Иоанн IV Васильевич Грозный. Сразу отметим, что именование "Грозный" по-русски означает "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки. Тем не менее, многие историки характеризуют его как Царя жесткого, приписывая ему немало злодеяний, вплоть до убийства собственного сына и массовых репрессий. Вся эта клевета имеет веские опровержения, упомянутые как в Житиях святых, так и в работах православных историков, в первую очередь, митрополита Иоанна (Снычева).
А вот как оценивают личность и время Иоанна Грозного его современники: «Иоанн имел превосходный ум, соединённый с необыкновенным даром слова. Имея редкую память, он знал наизусть Библию, Греческую, Римскую, Русскую историю, хвалился твёрдостию, властью над собою; любил правду в судах, нередко сам разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, безсовестных сановников, лихоимцев, не терпел пьянства, не любил лести. Имя Иоанново стояло на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств. Народ в течение веков видел Казань, Астрахан, Сибирь как живые памятники Царю и именует его Грозным».
Автор истории о Казанском царстве пишет: «Царь Иван Васильевич бысть вельми премудр и храбросерд и крепорук и силен телом, подобен деду своему Великому князю Ивану Васильевичу».
Там же читаем: «Салтан Турский Царь похвально восписа ему: Воистину ты еси самодержец премудрый и верный и уже отныне боятся тебя все орды наша и на твоя пределы наступати не смеют».
Историк Д. Иловайский пишет: «Иван IV представляет собой редкий образец Государя, щедро одарённого от природы умственными силами и обнаруживающего недюженные правительственные способности».
«Иван Грозный отвратил от России опасность господства олигархии».
Современник Ивана Грозного Пересветов свидетельствует: «Пишут о тебе, о Государь, мудрые философы, что бедет о тебе слава великая, якоже о кесаре Августе и о царе Александре Македонском, также и о тебе, государь, те мудрые философы пишут и о воинстве твоём и о мудрости великой твоей. …Ты, государь грозный и мудрый, грешных на покаяние приведёшь и правду в царстве твоём введёшь и Богу сердечную радость воздаси».
Русский мемуарист дьяк Иван Тимофеев называет Ивана Грозного после родителей его вторособирателем всей Русской земли.
Австрийский дипломат Даниил Принц так характеризовал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что до того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивает мастеров с большим старанием».
Посол императора Максимилиана II Кобенцель был удивлён, что при аудиенции Иоанн Васильевич просил его подождать, пока он не помолится в церкви. «Великий князь, - пишет посол, - не предпринимает и не постановляет ничего важного не посоветовавшись предварительно с Митрополитом».
Сегодня, слава Богу, православные люди помнят о Царе Иоанне, о его политике, направленной на укрепление России как самодержавного русского государства, о том, как тяжко было нести ему бремя управления Русью. В связи с этим группа инициативных людей организовала сбор денег на большой рекламный щит с покаянием русского народа перед Царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, «дабы благодать и милость Божия пребывала над стольным градом и над всей нашей державой».