Болгарская Церковь на распутье

Болгарская Церковь на распутье

В Болгарской Православной Церкви (БПЦ)наступил финансовый кризис.  Храмы существуют на скромные доходы от совершения треб и продажи свечей. Доходы приходского духовенства уступают даже зарплатам учителей! В результате многие нынешние выпускники Болгарских духовных семинарий не решаются продолжать духовную карьеру, становиться священниками. Все меньше семинаристов выбирает духовную стезю. Да и сами болгарские духовные учебные заведения нуждаются не только в улучшении своего материального благосостояния, но и в повышении уровня предоставляемого образования, знаний. Церковную жизнь Болгарии также осложняют македонский и старостильный расколы.
Новоизбранному Патриарху Болгарскому Неофиту (Димитрову) предстоит решать эти проблемы. Но прежде чем взяться за это непростое дело, нужно определить причины, которые привели БПЦ в такое плачевное состояние.
Истоки же кризиса восходят к 1968 году, когда от Болгарской Церкви отделилась Македонская Православная Церковь, самочинно провозгласив автокефалию. Раскольники тут же перешли со святоотеческого календарного стиля на так называемый новоюлианский календарь. Согласно этому календарю, Пасха и богослужения пасхального круга празднуются по святоотеческому календарю, а остальные праздники – по трижды преданному анафеме папскому григорианскому календарному стилю.
Для противостояния расколу Патриарх Болгарский Кирилл (Марков) и подчиненный ему Синод не нашли ничего лучшего, как вслед за раскольниками также перейти на ущербный новоюлианский календарь. Трудно понять логику Патриарху Кирилла и архиереев. Издавна Церковь боролась с расколом твердым стоянием в Православии, неуклонным следованием церковным правилам, уставам и традициям. Здесь же произошла измена церковным правилам, преданиям и почти двухтысячелетней апостольской и святоотеческой практике.
Не удержали болгарского Патриарха и его соработников и богомудрые предостережения архиерея Божия архиепископа Серафима Богучарского, который вещал: «Как для нас недопустимо в силу канонических оснований принятие нового стиля во всей его полноте, точно так же недопустимо для православных христиан принятие и нового стиля и в компромиссной форме. Такой смешанный календарь не может быть принят православными, поскольку он влечет за собою нарушение других церковных установлений, о которых говорит нам Устав и которые свято и неуклонно нами должны соблюдаться, поскольку не должны мы выходить из послушания Матери нашей Церкви». А между прочим святость архиепископа Серафима Господь подтверждал явлением чудотворений и исцелений, как при жизни, так и по смерти.
После этого вместо укрепления Болгарской Церкви произошел еще один старостильный раскол, который не ликвидирован до настоящего времени. Сама же Болгарская Церковь, как корабль, получивший пробоину в корме, наполовину погрузился в море житейское. Лишь несколько болгарских приходов служат по святоотеческому календарному стилю, не покидая при этом спасительной ограды святой Церкви.
Следствием обновленческой календарной реформы и стал современный церковный кризис БПЦ. Как же планирует Патриарх Неофит выводить церковный организм из кризиса? Ходят слухи, что он собирается способствовать введению болгарского языка в богослужение якобы для того, чтобы сделать его более понятным для большинства болгар. Но этой мерой он лишь углубит кризис и усугубит и без того горестное состояние Болгарской Церкви. Доказательством этого является пример католической лжецеркви, которая на втором ватиканском соборе приняла решение перевести свои моления на современные европейские языки с той же целью - улучшения понимаемости и увеличения посещаемости костелов. Но в результате костелы окончательно опустели, так что ксендзы теперь вынуждены различными фокусами завлекать людей в свои молельни. Упаси Бог болгар последовать по этому тупиковому, гибельному пути!
Тяжелым, но реальным и единственно верным выходом для Болгарской Церкви из современного кризисного состояния является возвращение ее к апостольским и святоотеческим истокам, заветам святых равноапостольных Мефодия, Кирилла и князя Бориса. Если БПЦ вернется к святоотеческому календарному стилю, а также откажется от модернизма, экуменизма и обновленчества, то произойдет возвращение к ней старостильных раскольников, что создаст благодатную духовную волну. На этой волне произойдет оживление монастырской и приходской жизни. Заходя в храм, люди живо почувствуют присутствие благодати Духа Святаго, и число прихожан возрастет, насколько это будет угодно Богу. Исправится и материальное положение духовенства, которое сумеет улучшить состояние духовного образования. Служение священника вновь приобретет свою привлекательность, и Господь призовет добрых пастырей из юного поколения, чтобы пасти Свое стадо. Так может произойти церковное возрождение, которое вернет силу Болгарской Православной Церкви.
Если же патриарх Неофит поведет вверенную ему Болгарскую Православную Церковь по пути Ватикана, то ее неминуемо ожидает и та духовная смерть, в которой сейчас пребывает римская еретическая "церковь" с десятками тысяч ксендзов-педофилов и пустующими костелами.
По материалам сайта газеты "Дух христианина", подготовил Игорь Извеков
 

Написать комментарий