Пресвятая Дева с нами в самой лютой брани

Пресвятая Дева с нами в самой лютой брани

Некая инокиня Александра, из монастыря святой великомученицы Параскевы в Чернигове, долгое время терпела бесовское наваждение: являлись ей множество раз страшные образы, устремлявшиеся на нее, хотящие похитить ее, возбранявшие ей молиться. Все это терпела она с немалым страхом, ужасом и боязнью, иногда и кричала от страха, и плакала, так что и находящиеся при ней ужасались и трепетали. Наконец, когда она от стольких страхований уже совсем изнемогла и лишь чаяла смерти, то была приведена инокинями в Ильинский монастырь, к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, на субботний Акафист. Здесь благодатью Заступницы нашей все мечтания, привидения и страхи оставили ее, и возвратилась она, имея помощь Богородичную против всей силы вражьей, которая более уже не могла причинить ей таковых страданий.
Беседа
Брань — жизнь наша, и эта брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6,12). Победа же над ними есть вещь весьма добрая, но нелегкая. Добрая — потому что приносит венец, а нелегкая - потому что злоба супостата нашего велика, сила его крепка, а естество наше страстно и сила наша немощна.

 

Но не бойся, человек, не отчаивайся, ибо имеешь помощницей Пресвятую Деву, Воеводу Возбранную, Ей же мы и «благодарственная восписуем». Ее в помощь призови, ибо говорит: Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15). С Нею помогающей увидишь ты врага побежденным. В утверждение этой истины скажу нечто из Писания: Шея твоя — как столп Давидов, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных (Песн. 4, 4). 

 

Что означает тот столп, как не крепость Девы во спасение наше, столп крепости от врага? Что те щиты, как не защита? Что те стрелы, как не победа над врагами? Когда враг на нас нападает, Она щитами нас заслоняет. Когда мы против врага воюем, Она нам стрел крепких добавляет. Когда ослабеваем, Она, как столп, нас подпирает, чтобы не упали. Таковую Воеводу имея в брани, кто врагов убоится? Горе тем, кто без Нее хочет сойтись с супостатом. Но Ты, Владычица, воинам Своим, верно Тебе служащим, не попускаешь одним остаться в брани, всегда Ты с ними, подвиг их блюдешь и им помогаешь.

 

Уверяюсь в этом, взирая на Твое знамение, на небесах явленное, солнцем облеченное, которое тогда явилось, когда всей твари разорение было показано, как пишется: Произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (Откр. 11, 19), и вот, явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце (Откр. 12, 1).

 

 

Кто не знает, что та явленная Жена предзнаменовала Пресвятую Деву, в чем есть многое согласие церковных учителей. И смотри: почему та Жена не явилась прежде блистаний, громов, гласов, землетрясений и града, когда еще все стихии были в покое, но в само то страшное смятение небес и земли? Потому, чтобы показать, что Пресвятая Дева с нами в самой лютой брани, в самый злой час, когда с супостатом нашим боремся, когда на нас нападает враг — то блистанием похоти очей, то гласом гордости житейской (1 Ин. 2, 16), то градом внезапных страстей и бесчисленных наветов, то громом страхов, то потрясением отчаяния.

 

 

Тогда Она, словно солнце, восходит в помощь, чтобы, если кто побеждается, того утвердить; если кто уязвляется, того исцелить. Если кто упадет, того воздвигнет. Если кто уже и умер душой, в брани люто побежденный, но в помощи Ее не отчаялся, — того воскресит и снова к подвигу вооружит. Если же кто крепко подвизается, тому будет помогать в брани и за подвиг награду уготовит.

 

 

Во все же то бранное время, — чтобы ночь темной области не покрыла борющихся, — является облеченною в солнце, просвещая тьму нашу. Так Возбранная Победительница всегда со Своими на брани. И кто не встанет против греха, имея готовую помощь — Пресвятую Деву?

О, Всесильная! «Обитель Твою сохраняй, в Тебе бо сия верно иночествует, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждающи, вышша есть всякаго искушения: и пленяет враги, и проходит послушание» (Андрей Критский, Великий канон, песнь 9). 

Нравоучение

Отвне — нападения, внутри — страхи,— говорит апостол (2 Кор. 7, 5). А в бранях и страхах люди обычно быстро берутся за оружие. Мы же какое оружие взыщем для изгнания самих страхов? То, что нам святой Иоанн Лествичник велит, — имя Иисусово: «Всегда именем Иисусовым бей ратников, крепче этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле» (Лествица, Слово 15, о чистоте). Но примите и мой совет: другое всесильное имя как другое оружие во вторую руку возьмите — имя Марии, Матери Иисусовой, крепче и этого оружия не найдете. Если нападает на нас враг с двух сторон, с правой и с левой, то и мы против него идем с двумя оружиями — с именем Иисусовым и Марииным, чтобы победить одним правых, другим левых ратников.

 

 

Сколь же крепко то оружие — имя Марии? Слушай, что в Акафисте читается: «Вси противнии дуси страхом одержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего».

Да позволено мне будет именовать Госпожу мою оружием, которым Давид победил Голиафа, то есть пращею (1 Цар. 17,\'39-51). Ибо как из пращи вылетевший камень убил иноплеменника, так и от Нее исшедший Христос, Который есть Камень краеугольный, убил упавшего на Него. Ибо тот, кто упадет на этот камень, сокрушится, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44).

 

 

Когда Давид взял в руки пращу, он выбрал себе к ней пять добрых камней из потока. В имени же Богородичном различаю пять букв: М А Р И А. Это пять камней, убивающих адского филистимлянина: Магнит, Адамант, Рубин, Иакинф, Аметист. Каждый из них своим свойством изображает некую добродетель Марии. Магнит, влекущий к себе железо,— это смирение Марии, привлекшее Бога на землю, ибо со словами Ее смиренными: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38),— сошел Бог с небес и воплотился от Нее. Твердый Адамант являет мужество Марии. Червленый Рубин — целомудрие. Иакинф небесного цвета показывает Ее богомыслие. Огневидный Аметист — пылающую любовь.

 

 

Этими пятью мысленными каменьями хотя и всех Голиафов адских побивают, но наиболее — пять больших из них. Магнит смирения убивает беса гордости. Адамант мужества уязвляет беса страха, ослабляющего в подвиге. Рубин целомудрия — беса бесстыдства и нечистоты. Иакинф богомыслия поражает беса земного пристрастия. Аметист любви — беса ненависти. И неудивительно, что этого пресвятого имени боятся и трепещут бесы.

 

Еще в ветхом завете было пять вещей, начинающихся с пяти букв имени Марии, знаменующих силу его: Море чермное, Ареда источник, Руно Гедеоново, Иордан река и Арарат гора. Море потопило фараона, при Ареде источнике Мадиам был поражен до конца. На Руне Гедеон принял знамение победы. При Иордане цари Аморейские были завоеваны Иисусом Навином. Арарат гора стала пристанищем ковчегу. 

 

Все это послужило прообразом Девы Марии, Которая и фараона мысленного потопила, и мадиамов, и амореев адских поразила, и, как руно росу, Слово в утробу приняла. И пристанище небурное Она для всех, из потока страстей к Ней плывущих. Потому, всякий верный, именем Ее пресвятым — Мария — как пращей, пять камней содержащей, вооружайся и побеждай своих врагов!

 

Прилог

 

 Аще и средь смертной сени кто себя обрящет,—   

Да призовет Марию,— зло его не срящет.

 

От видимых врагов Византия, в царствование Ираклия и патриаршество Сергия, призыванием Девы Марии спаслась и видела кагана (титул главы государства), как второго фараона, потопляемого с многочисленным воинством в пенящемся море. От невидимых же врагов спасается каждый, кто призывает в помощь всемирную Помощницу. Некто истинно нам поведал, как в ужасном видении отогнал от себя страшных скачущих эфиопов; только эти два произнес имени — Иисус и Мария.

 

Иаков де Вораине пишет о некоем благородном богатом человеке, который обнищал и впал в великую печаль, сетуя о погубленном богатстве. Явился ему дьявол в образе воина на черном коне и стал спрашивать о причине таковой печали, а узнав, повелел не скорбеть: «Я, сказал, обогащу тебя и сделаю знатным, одно только мне обещай». Тот с клятвой обещал ему сотворить то, что потребует. Тогда указал ему дьявол место: «Здесь, — говорит, — копай и найдешь множество золота, серебра и дорогих каменьев, но за это приведешь мне сюда жену твою». И, копая, нашел тот человек сокровище, спрятанное много лет назад.

 

Постепенно извлекая его, он сильно обогатился: купил много сел, рабов и рабынь, палаты, — и прославился более иных вельмож. Но вот пришло ему время привести свою жену, обещанную бесу, туда, где были обретены сокровища, и сказал он ей ночью: «Пойдем на то место, недалеко отсюда: там у нас есть кое-что». Не сказал ей ничего окаянный о договоре с демоном. Она же, трепеща и страшась, не хотела идти, однако и нехотя повиновалась мужу. Была она благочестива и каждый день воссылала мольбы к Пресвятой Богородице.

 

Случилось им проходить мимо церкви, стоящей неподалеку, и жена стала молить своего мужа подождать ее немного. «Я,— говорит, — пойду и совершу обычное свое правильце ко Пресвятой Богородице перед церковью и скоро возвращусь». Муж отпустил ее, и пошла она к дверям церковным, поверглась с плачем, прилежно молясь, поручая себя своей Покровительнице.

 

О, преславные чудеса и милосердие Богородицы! Как не оставляет в последней беде сущих, тех, кто усердно к Ней прибегает!.. Навела на нее сон, как в древнем раю Бог на Адама, и, лежа ниц на земле, в молитве уснула та крепко. Владычица же наша вместо нее пошла к тому человеку, ожидавшему жену свою на дороге, и последовала за ним.

 

Когда же дошли они до назначенного места, видят: князь тьмы спешит уже, веселясь, к ним навстречу, но, будучи совсем близко, он вдруг затрепетал и возопил: «О, клятвопреступник! Погубил меня! Я говорил тебе привести жену, дабы отомстить ей пакости ее многие, а ты привел Матерь Владычицу, чтобы мучила меня!» Все это с воплем крича, опален он был силой Богородичной, как огнем, и низринут в адову пропасть. Владычица же наша стала невидима.

 

 

От великого страха, видя и слыша это, человек тот упал на землю, как мертвый,— словно не осталось в нем духа от ужасного видения,— и долго лежал. Едва же придя в себя, он поднялся и, дрожа, пошел по дороге к своему дому, недоумевая о жене: где она? Проходя мимо церкви, свернул к ней, чтобы помолиться о своем грехе, и там нашел жену свою спящей у церковных дверей. Разбудив, поведал ей обо всем подробно. Она же, слушая, изнемогала духом от боязни.

 

Помолившись, оба с плачем возвратились в дом. Исповедав свои грехи, оставив все богатство бесовское, прочее время они прожили богоугодно, благодаря Заступницу свою Пресвятую Деву, что их от такой погибели спасла Своей милостью.

 

Смотри, как хранит Владычица прибегающих под Ее покров!

 

 Сят. Димитрий Ростовский "РУНО ОРОШЕННОЕ". РОСА УСТРАШЕНИЯ ВРАГОВ 

Написать комментарий