«Мы имеем Наставницу премудрости и подательницу смысла, Пресвятую Деву»

«Мы имеем Наставницу премудрости и подательницу смысла, Пресвятую Деву»

    Радуйся, верных озаряющая смыслы! (Акафист, икос 2). 


    Чудо в 1672 году 
    Один человек, по имени Лаврентий, черниговский житель, исступил из ума и, как это в обычае у таковых, бегал ночью по городу и по полю. Однажды он хотел утопиться в реке, но был схвачен и приведен к чудотворной иконе в Ильинский монастырь, где, когда творилась о нем иноческая молитва, благодать Богородичная дала ему ум, смысл и разум. 
    Так, будучи здоровым и в рассудке, он возвратился в дом, хваля Матерь Божию, вразумившую его. 

    Беседа 
    Стекайтесь сюда, все обделенные умом, безумные и невежды. Со мною сюда придите, — вот, мы имеем наставницу премудрости и подательницу смысла, Пресвятую Деву. Она нас научит, Она вразумит, Она наставит нас во всем. Знаете, что всякий неразумный книгою просвещается, ненаученный научается премудрым, невежда наставляется руководителем. Пречистая Дева есть и Книга, и Премудрость, и Предводитель. 
    Книга Она, по сказанному Дамаскиным: «Книга новая, в Ней же неизреченным образом Бог Слово нерукотворно вписался». И святой Андрей Критский говорит: «Книга воистину Живого Слова Отчего, тайно вписанного животворной тростью Духа». Эта Книга превосходит разум премудрых, а любомудрых и хитрословесных делает немудрыми и бессловесными, хотящих же у Нее научиться — из глубины неведения извлекает. 
    Любомудрствовал и хитрословил проклятый Нестор, уча Богородицу называть Христородицей, — он, мнив себя премудрым, обезумился. Прост был святой певец Роман, он, наученный Богородицей, написал тысячи кондаков после явления ему во сне Пресвятой Владычицы нашей, когда, подав книжный свиток, повелела ему съесть его. И он отверз уста свои, проглотил хартию и исполнился премудрости. 
    Этой Книги взыщи всякий хотящий учиться! Взыщи Ее, невежда, да научишься разуму духовному, ибо Она «наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая» (Акафист, икос 11). Взыщи Ее, гордый, да научишься глубине смирения, «неудобозримаго и ангельскима очима» (Акафист, икос 1). Взыщи Ее, нечистый, да найдешь сокровище чистоты. 
    Гневливый с завистливым, взяв с собой сластолюбивого, взыщите Ее все, да научитесь любви и нищете духовной. Чревобесный и ленивый, поищите Марию, да воздержанию и бодрости научитесь. Дева Мария есть «премудрости Божия приятелище» (Акафист, икос 9). 
    Ненаученные! Научайтесь Ею! Той, Которая с высоким проповеданием говорит: Кто неразумен, обратись сюда! И требующим ума говорит: Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, Мною растворенное; оставьте неразумие (Притч. 9, 4-6). 
    Дивился некто, слыша о вине, к которому зовут безумного, чтобы премудрым стал, — разве дает вино премудрость? Скорее обезумивает и премудрого. Не без причины апостол велит не упиваться вином (Еф. 5, 18). И если даже мудрый погубляет разум свой вином, почему безумный к нему призывается? Чтобы безумнейшим стать? 
    Но велено ему не удивляться. Одно вино — то, что ум погубляет, а другое — Марии, Которая сохраняла в себе сокровище Божией премудрости. О Ее вине пророк говорит, что не безумием, но целомудрием оно напаивает:Вино,— говорит,— родящее девы (Зах. 9, 17). И какие девы? Не безумные, но мудрые, которые вместе со светильниками своими взяли масло в сосудах своих (Мф. 25, 4). Этим-то вином и безумные некогда упремудрились. Не сомневайся же и ты, любимиче, о вине Ее, но приди и испей от Нее премудрость с прочими. 5 Пил от Нее Дамаскин, почерпнув усеченною рукою, и сколь упремудрился? Стал как источник, источающий потоки премудрых песней. Слушай, что его старцу сказала в видении Богородица: «Не заграждай источника Моего!» Так уж и ты не лиши себя такового пития. Дева Богородица — это Предводитель. Невежи, наставляйтесь от Нее! 
    Наставлял некогда Гедеон триста воинов израилевых к битве с Мадиамом, и странное было у них приготовление к битве: вместо меча и копий свечи в руках держали, и этим прогнан был супостат (Суд. 7, 20). Мадиам адский борет меня, и как прогоню его, не ведаю. Наставь меня Ты, Богородица, ибо Ты свеча, Свет принявшая, Которой прогоняется тьма темных полков. 
    Блажен и премудр держащий Свечу сию вместо крепкого оружия, безумен — не стяжавший Ее. Пять оных дев за угасшие светильники заслужили себе имя безумных, державшие же не угасшие свечи — мудрыми наименовались (Мф. 25, 3-4). 
    Имеющий Тебя светом, о Владычица! воистину мудр: ходящий во свете Твоем не спотыкается. Не имеющий же Тебя — глупец и невежда, таковой во тьме ходит, а кто ходит во тьме, спотыкается (Ин. 11, 9—10). 
    Повелел Господь Моисею в Исходе, чтобы светильник во храме свидения никогда не угасал, но чтобы горел светильник во всякое время(Исх. 27, 20). Это прообразом явилось Наставницы нашей Пресветлой, о Которой Приточник предвозвещал:Светильник Ее не гаснет и ночью (Притч. 31, 18). 
    Свет Ее всегда ум озаряет, всегда тьму просвещает, всегда к разуму наставляет всех верных. О, Всесветлый Свет, просвети светильник мой! Госпожа Богородица, просвети омраченную душу мою! 



Написать комментарий