"Вера требует души бодрственной и юной"

Христос воскресе! Дорогие о Господе братья и сестры!

Среди апостолов, убедившихся в Воскресении Спасителя и возрадовавшихся великой радостью, лишь один Фома пребывал в унынии, говоря: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). И Господь сжалился над упорствующей душой Фомы, предстал перед ним и сказал: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20, 27).

И в то же мгновение воскликнул Фома: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). В один миг колебания и сомнения апостола сменились пламенной верой, потому что жаждал Фома такой веры и был готов воспринять ее. К мигу прозрения приуготовлен был святой апостол тем, что любил Господа Иисуса до самоотвержения. Ведь именно Фома, узнав об ожидающей Спасителя крестной смерти, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16).

Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27), – прорек Господь ученику Своему Фоме. И дальнейший земной путь запечатлел апостол Фома неустанным служением Господу. «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее всех их, так что обошел со своей проповедью всю землю», – свидетельствует о нем святитель Иоанн Златоуст. Апостол Фома удостоился мученического венца в далекой Индии, пронзенный копьями, славя Христа Спасителя.

Для нас, среднеазиатских православных, память о святом апостоле Фоме особенно дорога, поскольку он проповедовал слово Божие и в Согдиане, Бактрии, Гиркании, то есть на земле среднеазиатской, и основал здесь христианские общины, существовавшие до XIV века.

Святому Фоме достаточно было одного взгляда на Воскресшего Спасителя, чтобы утвердиться в незыблемой вере. А что сказать о нас с вами? Если мы духовным взором со вниманием всмотримся в собственное прошлое, то несомненно увидим, сколько было в нем явлено Господних чудес и знамений, сколько раз Спаситель стоял рядом с нами, предлагая вложить персты наши в Его отверстые раны, дабы мы уверовали. А мы все отворачиваемся и медлим воскликнуть: Господь мой и Бог мой!

По слову блаженного Августина, «нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера – эта сила духовного зрения – не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, вездесущий по Божеству и все исполняющий, неизреченный».

Неверие в Бога неестественно. Мир полон чудес. Разумность мироустройства, чудо жизни и человеческой души – все вокруг и внутри нас свидетельствует о Божественном Созидателе. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро (Пс. 103, 24).

Почему же мы с вами так часто впадаем если не в безверие, то в маловерие? Причиной тому душевная наша леность, влекущая за собой бескрылое уныние. «Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

К этому-то духовному взлету ведет детей своих Святая Церковь, открывшая им Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). В установленном Самим Спасителем Таинстве Евхаристии мы не только, подобно Фоме, касаемся ран Распятого за нас Сына Божия, но и приобщаемся Пречистых Его Плоти и Крови, таинственно с Ним соединяемся.

Возлюбленные во Христе братья и сестры! Украсим же дарованную нам от Господа благодать!

 

"Воскресные Евангельские чтения, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)




Написать комментарий