Спаситель наш и Освятитель душ и телес

Спаситель наш и Освятитель душ и телес

Архиеп. Макарий (Миролюбов). Слово в Неделю Седьмую по Пасхе

Сии вси (Апостолы) бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и с Мариею Материю Иисусовою, и с братиею Его (Деян. 1, 14).

В настоящее время мы находимся между двумя празднествами: Вознесением Господа нашего Иисуса Христа и Сошествием Святаго Духа на Апостолов. Одного небеснаго Гостя мы проводили на небо, а другаго подобнаго Гостя ожидаем к себе с неба. Чтó же должны думать мы о том и другом небесном Госте? Какими чувствами должна быть наполнена душа наша? Как должны вести себя мы по отношению к тому и другому Лицу?
Если бы воспоминаемые нами Гости были из обыкновенных высоких мужей, то и приготовления к сретению их требовались бы земныя, человеческия. Но это такие посетители, от которых зависит самая жизнь наша. Это Спаситель наш и Освятитель душ и телес наших. Для таких небесных посетителей, равных во всем Богу Отцу, требуются и чувства духовныя, приближающия нас к небу. Посмотрите, как проводили время после вознесения Спасителя оставшиеся после Него ученики. Книга Деяний Апостольских повествует нам, что апостолы вместе с Божиею Материю когда возвратились с Елеонской горы во Иерусалим, то вошли здесь в избранную горницу и пребывали тут в единодушии и в постоянной молитве. Молитва их состояла в воспоминании о вознесшемся Спасителе и в ожидании обетованнаго Утешителя Духа Святаго.
Внидем и мы мысленно в эту священную горницу и помолимся вместе с находившимися в ней высокими молитвенниками. Чудная и дивная была эта горница. Не велика была она пространством, но сердца молившихся в ней достигали престола небеснаго и обнимали небо и землю. Не богата была горница сия внешними украшениями; но украшения внутренния, духовныя превышали всякую земную красоту. Это начало и основание не только молитвенных домов, но и всех освященных храмов в мире христианском. И в этой-то иерусалимской горнице размышляли о том, о чем и нам ныне надлежит размышлять.
Чтó же должно быть предметом настоящих наших размышлений? Чтó сделал для нас вознесшийся Спаситель? Он сходил для нас на землю, облекся в нашу плоть и возвратил нам с избытком все, что потеряли мы в Адаме. Он просветил нас своим небесным учением и избавил нас от облегавшей тьмы. Он оправдал нас пред Богом и примирил с Ним, разрушив средостение, положенное нашими грехами. Дорого стоило Ему это оправдание и примирение. Для нашего оправдания претерпел Он все возможныя страдания, мучения и самую крестную смерть. Для нас Он не остался во гробе, но воскрес из мертвых и вознесся на небо, и вместе обещался пребывать со всеми верующими до скончания века. Все эти благодеяния были воспоминаемы в горнице Сионской с искренним благодарением за них. Но благодеяния сии не ограничивались современниками, а в равной степени простираются и на нас. И мы пользуемся плодами пришествия Иисуса Христа на землю и совершеннаго Им искупления. И нам обещан Дух Святый в лице апостолов. И мы должны быть готовыми к сретению небеснаго Гостя сего. Чтó же требуется от нас для сего сретения?
Дух Святый есть Дух чистейший. К нечистому Он не может прикасаться. Но кто из нас может похвалиться чистотою, хотя бы один день был жития его? А по этому, чтобы достойно встретить Его и пользоваться небесными дарами Его, нужно очистить душу и тело от всякой нечистоты. Мы облечены телом. Но это тело должно быть храмом Святаго Духа, живущаго в нас. Мы желаем, чтобы благодать Его вселилась и обитала в нас навсегда. Но может ли благодать сия вселиться в нас, если мы будем преданы земным или плотским помышлениям? Может ли сосуд плоти нашей не попалиться от огня Божественнаго? А сознавая нечистоту нашу, мы должны просить самаго Духа Святаго, чтобы Он сам очистил нас и устроил спасение души нашей.
Дух Святый есть Дух истины. По природе нашей и мы любим истину и стараемся о познании и достижении ея. Истину мы любим в познаниях, истину или правду любим слышать и от других. Но не смотря на эту любовь к истине, мы бываем далеки от нея, по нашей немощи и привязанности ко лжи. Истина часто не нравится нам по своим обличениям, или же скрывается от нас и бывает недоступна нашему уму. А еще более и чаще любим мы лгать пред другими и обманывать их, находя в этом самом обмане какое-то удовольствие и наслаждение для нашей поврежденной природы. Но обманывая других, мы поступаем против совести, против явной истины и внушений Святаго Духа. Надлежит избавить себя от лжи и обмана во всех наших помышлениях; и тогда Дух Святый безпрепятственно может соединиться с нами и соделать нас достойными участниками своей благодати.
Дух Святый есть вездесущий и вся исполняющий. Мы часто грешим потому, что думаем скрыть грехи свои. Такое мнение относится особенно к грехам тайным, скрытым от других. Но вот мы ожидаем такого обличителя, который знает все тайны сокровенныя. Куда бы мы ни укрылись, Дух Святый не только знает все наши деяния, но и сам присутствует при нас. Итак, если мы не боимся себя самих и ближних наших, то убоимся Бога, присущаго нам. Его нужно представлять повсюду — и на земле и на небе, и в морях и в преисподней. На всяком месте Он является пред нами и может оскорбляться нашими деяниями, если они противны воле Его. С таким представлением о Духе Святом, вся исполняющем, мы можем предостерегать себя от многих грехов и очищать свою душу к достойному сретению Его на всяком месте.
Дух Святый есть жизни податель. Он носился некогда над сотворенным, но неустроенным еще миром, и вливал в оный жизнь. Он сообщает и всем людям духовную жизнь во время крещения и других таинств. Когда мы бываем вблизи к греховной смерти, то Дух Святый животворит нас своею благодатию. Для сретения животворящаго Духа, нам самим надлежит заботиться о делах духовных. К таковым делам относятся все добродетели. Напротив, грехами умерщвляется наш дух и делается неспособным к добрым делам. Без благодати Духа Святаго мы могли бы умереть духовно. Таковыми и были язычники, лишенные благодати. Таковыми могут быть и христиане, если будут противиться Духу Святому и отвергать Его благодатныя действия. В Нем единственное сокровище нашего блага и спасения. Его силою многие мертвые оживали к жизни духовной. Незаметно бывает это оживление, но плоды его очевидны. По этим плодам можно отличить добраго человека от худаго, истиннаго христианина от мнимаго, прикрывающаго себя одним именем.
Дух Святый именуется нашим Утешителем. Он знает все скорби наши и утешает нас в них, если мы обращаемся к Нему. Но обращение сие состоит не в чем другом, как в молитве. Молитва возносит нас от земли к небу и помогает нам забывать все земныя огорчения и скорби. В молитвах наших мы облегчаем свою участь и тем, что надеемся на избавление от постигающих нас скорбей не только в настоящей, но и в будущей жизни. Подобным утешением услаждались и сердца святых Апостолов с Божиею Материю, разлучившихся с вознесшимся Спасителем. Они знали, что эта скорбь скоро будет сопровождаться радостию о ниспослании им Святаго Духа, и самая разлука с Спасителем только видимая. А невидимо Он будет пребывать с ними до скончания века и будет изливать на всех верующих благодатные дары. К восприятию ожидаемых даров апостолы приготовляли себя пребыванием во взаимной любви и молитве. Подобная взаимная молитва в храмах и вне храмов нужна и для нас, если желаем получить утешение в скорбях и подкрепление в наших немощах.
Но если мы не можем оставаться надолго во храмах и пребывать в постоянной молитве подобно апостолам, находившимся в Иерусалимской горнице после вознесения Господня; то должны по крайней мере воспоминать о тех благодеяниях, которыя дарованы нам воскресшим и вознесшимся на небо Спасителем, и должны просить на всяком месте Духа Утешителя, чтобы Он не оставлял нас без утешения в скорбях наших и укреплял нас на всех путях земных к Царству Небесному. Аминь.
28 мая, 1878 г. 
Источник: Макарий, епископ Архангельский. Слово в неделю седьмую по Пасхе // «Странник», духовный учено-литературный журнал. — СПб., 1879. — Том II. — С. 241-245.

Написать комментарий