Урюпинская икона Божией Матери

Урюпинская икона Божией Матери

ВЕРСИЯ 1. В документах фонда уполномоченного по делам РПЦ по Сталинградской области версия появления иконы излагается так: «Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хопёрском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8 июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келии одной каноницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую, там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви хранится в резном позолоченном киоте пред левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.»
21 октября 1856 года на имя местного Высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение: «В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всяких надписей ея наименования. Мы тогда же довели о сём до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли её в своё жилище, где и молились. Сожительствующая со мною девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержимых нас болезней ... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верою прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».
При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов. Все эти документы хранились в архиве Донской Духовной консистории за № 3015. Чудеса, творимые иконой до внесения в храм нам неизвестны, так как они никем не фиксировались. Только с 1854 года, когда икону перенесли в церковь, была заведена специальная книга для записи в неё всех исцелений.
ВЕРСИЯ 2. Никем не записаны и сколько-нибудь полные факты о жизни и смерти «бабушки Лазаревны», кроме скупых сведений священника И. Семёнова. В рассказе, составленном, как указывал сам священник, — со слов его отца, находим: «Матерь Божия, неусыпная ходатаица пред Богом и молитвенница о нашем спасении, многократно являла и ныне являет на св. Руси, по воле Божией, о нас промышление, различные знамения Своей помощи и покровительства роду христианскому — в чудотворных иконах. Угодно было Пречистой Матери Сына Божия излить Свою милость в виде новоявленной иконы Своей, более полувека тому назад, православным жителям станицы Урюпинской.
По преданию „стариц", а преимущественно по сказанию отца моего, служившего в то время диаконом в Покровской церкви ст. Урюпинской, насколько могла сохранить моя память, явление сей иконы совершилось при обстоятельствах, имеющих несколько таинственный, аскетический характер ...
В ст. Урюпинской проживала в своём убогом, удалённом от мирского шума домике, на возвышенном берегу реки, набожная, смиренная старица; звалась она в народе попросту: „бабушка Лазаревна". В молодые годы супружеской жизни ей не посчастливилось: она не была любима своим легкомысленным, беспечным мужем и часто терпела от него всевозможные оскорбления; да и вся семья, в среде которой судил ей Бог вращаться, относилась к ней как-то неприветливо. И вот, в тяжёлые минуты своей неприглядной жизни, она уносилась своею, ещё не испорченною душою в святые места, прославленные явлениями милости Божией, где бы можно было втайне излить пред Богом свою скорбную молитву и Тому возвестить свои печали. И раба божия Лазаревна действительно не раз и не два тайно от семьи уходила на богомолье по св. местам. Со временем, доведённая до крайности истязаниями своего бесшабашного супруга, она, Л..., с ведома начальства, оставила уже надолго родную семью и с Божией помощью и посохом в руках направилась в св. град Киев на поклонение мощам угодников Божиих. Здесь, под благодатною сению преподобных отцов Киево-Печерских, раба Божия безвыходно провела целых семь лет, служа Богу денно и нощно постом и молитвою. Посещая нередко пещеры, ближние и дальние, где честно почивают мощи святых угодников, раба Божия Л... хорошо изучила расположение пещер, устройство их и проч., и у неё тогда же зародилась мысль, по возвращении на родину соорудить где-нибудь в уединённом месте свои пещеры, по примеру Киeвских. И Бог видимо благословил её доброе, хотя и смелое намерение. К тому же и сама она обладала немалою силою энергии и охотой к честному труду. По приходе домой, она навсегда порвала всякие связи с семьёй и поселилась в вышеупомянутом домике, где ближайшею сподвижницей её в трудах и молитвенных подвигах была некая богобоязненная старица по имени Анна М-на. Скоро Л... избрала уютную приличную местность для своих, можно без преувеличения сказать, грандиозных для женского труда работ (пещер) на правом берегу р. Хопёр, на значительной высоте над уровнем реки, близ „Каменного барака" и недалеко от сада „Дьяконова". Работая в безвестности, незаметно для людских глаз, Лазаревна с своими сотрудницами в течение нескольких лет устроила правильные пещеры, выложенные внутри диким камнем и со сводами, в окружности не менее 20-ти сажень. Пещеры были снабжены двумя отверстиями, в виде небольших дверей, из коих одна служила для входа во внутрь пещер, а другая для выхода наружу. Спереди пещеры были защищены каменным крытым коридором, также с двумя дверьми. Стоустая молва об этом таинственном сооружении скоро разнеслась по окрестным весям и привлекала взоры любопытных, приходивших посмотреть на здание, обставленное ореолом некоей чудесности ... Нельзя не пожалеть, что местная окружная полиция, осведомившись также об этом сооружении, не замедлила, в силу каких-то полицейских законов, оказать на него своё разрушительное действие; в 60-х годах, пишущий эти строки видел коридор уже в развалинах; но до самих пещер ещё не решалась коснуться ни одна рука...
Эта же смиренная труженица, вблизи своего сооружения, удостоилась первая узреть чудотворный новоявленный образ Знамения Божией Матери, как несомненный залог благословения Божия на её честные, многолетние труды. На юг от созданных ею пещер, почти при подошве „Каменного барака", в нескольких саженях от Хопра, выходил из расщелин камней источник чистой прозрачной воды и своим течением орошал на пути растущие молодые деревья-ветлы. На вершине одного из этих дерев и благоволил Милосердый Бог явить смиренной труженице св. образ Царицы Небесной. О сём чудном событии раба Божия Л..., исполненная духовной радости и умиления, поспешила возвестить местному церковному причту. Но сей последний, в простоте своего незлобивого сердца, отнёсся недоверчиво к её сказанию, мотивируя, по всей вероятности, сие недоверие тем, что не употребила ли она здесь подлога, дабы придать характер чудесности своим сооружениям и более надёжно обеспечить их существование?! ... Таким образом, явленная икона всецело осталась на попечении старицы Л... и честно хранилась в её убогой хижине не менее 30 лет.
Но по слову Св. Писания: несть тайны, яже не откроется. Так было и с сей новоявленной иконой Божией Матери. Весть о её (иконы) явлении скоро понеслась за пределы ст. Урюпинской и усердствующие христиане время от времени стали притекать с больными и недужными к заступничеству Божией Матери и служить акафисты пред её прославленною иконою в убогой храмине доброй старицы ... Но, как видно, благочестно настроенная душа этой старицы томилась и скорбела от такого положения явленной св. иконы в простой хижине. Она неоднократно просила местный причт принять и поставить эту икону в церкви для чествования народа и всегда получала отказ. Потому к концу своей трудовой скромно-подвижнической жизни она решила непременно отдать свою заветную святыню в какой-либо храм Божий для чествования, дабы эта святыня не оставалась под спудом, но была на свещнице, да светит, изливает свои благодатные дары всем верующим во Христа. Старица Л... действительно передала св. икону Знамения Божией Матери в так называемую „Купеческую церковь", что на ярмарочной площади Урюпинской же станицы. Тут только станичное духовенство во главе с о. протоиереем заявило свои права на обладание св. иконой для своего приходского храма. Но это не легко было уже сделать, потому что тот причт не соглашался уступать драгоценную святыню. Потребовалось вмешательство полиции и только благодаря энергической настойчивости бывшего тогда окружным начальником есаула Ив. Ал. Житенва, эта явленная икона была отобрана и передана в приходской станичный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
По официальному донесению местного благочинного Донской Духовной Консистории о чудесном явлении образа Божией Матери, был командирован в оною Консисториею член для собрания и проверки на месте доказательств чудесного явления этой св. иконы. Икона признана епархиальным начальством явленною и поставлена у левого клироса Покровской церкви в приличном позлащенном киоте с неугасимою лампадою для должного чествования и поклонения православных христиан; а для записывания благодатных действий от неё выдана установленная книга.
В память явления сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери ежегодно в мае месяце совершается местным причтом крестный ход при значительном стечении народа за реку Хопёр, на место явления сей св. иконы, где сначала была устроена незатейливой архитектуры открытая часовенка-каплица с полками для поставления св. образов усердствующими христианами. У этой каплицы местное духовенство, по желанию христиан, служит молебен, поет акафисты ко Пресвятой Богородице ...».
ВЕРСИЯ 3. Официальный материал этой версии представляет собой не сомнительное и вольное изложение событий с чьей-то подачи или лёгкой руки; он фиксирует исторический факт и документально подтверждает реальность существования живых лиц: Ирины Лазаревой и Анны Усачевой.
Из Донской Духовной консистории Урюпинскому благочинному Никифору Стефанову было направлено распоряжение: «Донская Консистория слушала прошение граждан Урюпинской станицы от 21 сентября сего года, в коем изъясняет, что их станицы казачка Ирина Лазарева и казачья дочь девица Анна Усачева (ныне умершая), посвятив жизнь свою на служение Богу, избрали уединённое место с правой стороны реки Хопра, неподалеку от самой станицы, в урочище, называемом Каменный Баерак, и в выстроенной там от себя хижины, вели несколько лет самую лучшую отшельническую жизнь. В один летний день 1829 или 1830 года внезапно обеими в сказанном баераке, на ветви дерева, близ само-собой образовавшегося там колодезя, [была обнаружена икона], изображающая Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, самого изящного письма. Считая себя недостойными приступить к Ней, они пригласили с собой некоторых благочестивых граждан, вместе с которыми немедленно отправились к означенному месту; но к общему всех удивлению, иконы на том месте не нашли.
Чрез несколько времени вышеозначенная девица Усачёва обрела вторично ту икону Богоматери, неподалеку от прежнего места; но уже не на ветви дерева, а на тростинке. После чего они, Усачёва и Лазарева, внесли ту икону к себе в хижину и, как они говорили, видели от Неё нередко знамения; чрез несколько времени икона была перенесена в церковь Покрова Богородицы, и от усердия стекающихся с разных мест украшена ризою и помещена в устроенный для Неё киот. При этом, урюпинские граждане поясняют, что многие, <...> получив от той иконы искупление от своих болезней, являлись к бывшим приходским священникам, которые их в память для себя записывали. А потому, питая глубокое уважение к той иконе Богоматери и желая передать оное из рода в род, просят разрешить в день обретения иконы, именно 8 июня, совершать ежегодно крестный ход из Покровской церкви к месту явления оной.
Приказом и Его Высокопреосвященство утвердил: на основании приведённых в справке узаконений, предписать Вам произвесть строгое и подробное исследование при депутате с гражданской стороны, [как] о явлении означенной иконы Божией матери, то есть о времени и месте Ее явления, и какими именно обстоятельствами сопровождалось это явление, а также и о чудотворных действиях, оказываемых этою иконою, и следствие этого представить в Консисторию.
Ноября 27 дня 1869 года.
Член [консистории], кафедральный протоиерей Василий Смирнов.» И здесь же на полях документа сделана приписка следующего содержания: «О производстве следствия по делу о явлении иконы Божией Матери в [станице] урочище Каменном Баераке станицы Урюпинской.»
Все три версии разнятся в деталях и частностях, но в общем — едины по смыслу и взаимно дополняют друг друга. Спорным остаётся год явления иконы: 1827, 1829 или 1830? Но это и не столь принципиальный вопрос. Важным является то, что паломничество к иконе и поклонение Ей началось задолго до внесения в храм. Сама Ирина Лазарева не довольствовалась нахождением чудотворной иконы в своей жалкой хижине и неоднократно просила церковный причт определить икону в один из местных храмов станицы. По её глубокому убеждению, такая икона должна была иметь достойное место, окружаемая почитанием и поклонением масс верующих. И не вина И. Лазаревой в том, что икона долгое время находилась практически взаперти. Только в 50-60-е гг. XIX столетия икона Божией Матери нашла своё постоянное и достойное место в Покровской церкви ст. Урюпинской.


Написать комментарий