«СКАЖИТЕ БАТЮШКА, КАК МНЕ ЖИТЬ?»

«СКАЖИТЕ БАТЮШКА, КАК МНЕ ЖИТЬ?»

О путях Господних преп. Варсонофий Оптинский
Однажды я раскрыл свой дневник на той странице, где написано, как батюшка о. Варсонофий говорил мне: «Один мiрянин спросил меня:
– Скажите батюшка, как мне жить?
Я подумал: что мне ответить ему, какое краткое назидание сказать? Потом и говорю:
– Вы читали Псалтирь?
– Да, читал.
– Если читали, то должны помнить, что там есть в одном месте такие слова: "Наставит кроткия на суд, научит кроткие путем Своим" (Пс.24:9). Что же означают эти слова? А эти слова означают то, что путям Господним учит Сам Господь, а не человек. Да, путям Господним может научить только Сам Господь, но не всех людей учит Он, а только кротких, потому что, кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию Божественного научения. Только таких учит Господь».

На этом в моем дневнике поставлена точка. Но я размышлял вчера долго об этом и пришел к более подробному разсуждению. Я разсуждаю, что если бы путям Господним мог научить человек, то есть мог научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Но не так на деле, – весьма многие ученые люди не идут путем Господним. Возьмем, например, богословов, окончивших Духовную Академию: как часто они идут не путем Господним, а наоборот, путем греха. Приходилось встречаться с людьми, окончившими курс богословских наук и говорившими, что они согласны были бы заниматься чем угодно, только не богословием; и в то же время они хвастаются, что знают дух христианский, и даже сочинения духовные пишут.

Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти Его путем. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткой и доброй жизнью свою душу для восприятия божественного научения, и Господь Сам научит тебя путям Своим.

Если станем просматривать Псалтирь, то увидим, что там есть много выражений, говорящих про пути Господни и духовное разумение их. Например: «Наставит кроткия на суд». Это изречение истолковывается так: людей кротких Господь сподобит духовного разсуждения, – так понимает это епископ Игнатий (Брянчанинов).

В псалме первом, который начинается словами «Блажен муж», написано: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (Пс.1:5). Это выражение толкует свт. Игнатий так, что никакая нечестивая и грешная душа не поднимется на духовную высоту, не будет иметь духовного разсуждения. Итак, человек кроткий будет наставляться на путь Христов Самим Господом.

Дальше в Псалтири есть такое выражение: «Все путие Господни милость и истина» (Пс.24:9). По толкованию батюшки о. Амвросия, эти слова означают, что пути Господни требуют от человека двух вещей – милости и истины. Как же следует понимать это? А вот как. Все желающие непорочно проходить пути Господни должны оказывать всякую милость и снисхождение по отношению к ближним, хотя бы и согрешающим, а от себя требовать исполнения всякой истины, всякой законной правды.

По отношению к себе мы должны быть неумолимыми судьями: все свои поступки мы должны строго выправлять по заповедям Закона Божия. К ближним же мы должны быть всегда милостивыми и снисходительными. И вот это-то и будет признаком, что человек идет по пути Господню.

Если человек не будет требовать от себя исполнения заповедей Господних, то он не сможет проходить пути Господни, а потому и не будет истинным христианином. А если будет исполнять их – при всяком звании и положении внешнем будет христианином. И чиновник на почте, и архимандрит, и епископ – все могут исполнять заповеди Христовы, творить добродетели Евангельские, все могут быть истинными последователями Христова учения.

Вси пути Господни милость и истина. Если мы будем наблюдать за собой, чтобы осуществить в жизни своей «милость и истину», тогда и будем находиться на пути Господнем и будем проводить христианскую жизнь. Некоторые люди к себе бывают снисходительны, а к ближним немилостивы, просто иногда даже душу ближнего готовы истязать, а надо поступать наоборот.

Вот как хорошо записать полезную мысль или изречение! Я вот забыл про это толкование, а дневник мой напомнил мне.

Добавлю, что современные толкования не удовлетворяют меня. Правда и в них есть кое-что, есть высокие мысли, но все-таки этого недостаточно и всегда остается желать большего. Современные толкователи толкуют все, главным образом, с исторической точки зрения, а не духовно-таинственной. Но бывает, что человек находится под особенным озарением духовным, тогда проявляется в его толковании и глубокий таинственный смысл. Это духовное озарение посещало свв. Отцов. Это ясно видно в их писаниях. Иногда и от одного слова Священного Писания, приведенного в подтверждение той или иной мысли, сразу открывается глубокий смысл.

17 июля 1925 г. Оптина пустынь

Написать комментарий