Дети Царской семьи. Алексей (окончание)

Дети Царской семьи. Алексей (окончание)

 

Окончание. Начало читайте здесь...


«…Я уже готовился кончить свой урок с Ольгой Николаевной, когда вошла Императрица с Великим Князем Наследником на руках (На то время Цесаревичу исполнилось полтора года, прим.ред.). Она шла к нам с очевидным намерением показать мне сына, которого я еще не знал. На лице ее сияла радость матери, которая увидела, наконец, осуществление самой заветной своей мечты. Чувствовалось, что она горда и счастлива красотой своего ребенка.

И на самом деле, Цесаревич был в то время самым дивным ребенком, о каком только можно мечтать, со своими чудными белокурыми кудрями и большими серо-голубыми глазами, оттененными длинными, загнутыми ресницами. У него был свежий и розовый цвет лица здорового ребенка, и когда он улыбался, на его круглых щечках вырисовывались две ямочки. Когда я подошел к нему, он посмотрел на меня серьезно и застенчиво и лишь с большим трудом решился протянуть мне свою маленькую ручку.

Во время этой первой встречи я несколько раз видел, как Императрица прижимала Цесаревича к себе нежным жестом матери, которая как будто всегда дрожит за жизнь своего ребенка; но у нее эта ласка и сопровождавший ее взгляд обнаруживали так ясно и так сильно скрытое беспокойство, что я был уже тогда поражен этим. Лишь много времени спустя мне пришлось понять его значение» (Пьер Жильяр)

Алексей был похож внешне на свою маму, Александру Федоровну и сестру Татьяну тонкими чертами лица и красивыми большими синими глазами. Алексей рос немного крупноватым для своего возраста мальчиком, у него было продолговатое овальное лицо и «чудные светло-каштановые волосы с бронзовыми переливами».

Цесаревича любили все в семье, как говорил П. Жильяр, мальчик был «центром тесно сплоченной Царской семьи». Несмотря на свой тяжелый недуг, он оставался веселым и добрым ребенком. «Как только ему становилось лучше, как только утихали его страдания, он начинал безудержно шалить, он зарывался в подушки, сползал под кровать, чтобы напугать врачей мнимым исчезновением… Дети Царской семьи. Алексей (окончание)Когда приходили Княжны, в особенности Великая Княжна Анастасия Николаевна, начинались страшная возня и шалости. Великая Княжна Анастасия Николаевна была отчаянной шалуньей и верным другом во всех проказах Цесаревича, но она была сильна и здорова, а Цесаревичу запрещались эти опасные для Него часы детских шалостей» (С.Я. Офросимова).

Алексей горячо любил не только своих родных и близких людей, но и ко всем окружающим его людям, даже простым служащим относился с большой теплотой . Никто ни разу не заметил в Наследнике такие черты, как заносчивость и грубость. Социальное положение человека в обществе для Алексея не имело никакого значения: одним из самых любимых людей Цесаревича был дядька Деревенько. Часто Алексей повторял слова: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы».

А учитель французского языка П.Жильяр описывает следующий случай: «Я помню, как депутация крестьян одной из центральных губерний России пришла однажды поднести подарки Наследнику Цесаревичу. Трое мужчин, из которых она состояла, по приказу, отданному шепотом боцманом Деревенько, опустились на колени перед Алексеем Николаевичем, чтобы вручить ему свои подношения.

Я заметил смущение ребенка, который багрово покраснел. Как только мы остались одни, я спросил его, приятно ли ему было видеть этих людей перед собою на коленях.

-Ах, нет, но Деревенько говорит, что так полагается!

-Это вздор! Государь сам не любит, чтобы перед ним становились на колени. Зачем вы позволяете Деревенько так поступать?

-Не знаю... я не смею.

Я переговорил тогда с боцманом, и ребенок был в восторге, что его освободили от того, что было для него настоящей неприятностью».

Обладая добрым от природы сердцем, а также опытом страдания от своего тяжелого недуга, Алексей трепетно относился и к бедам окружающих его людей:

Дети Царской семьи. Алексей (окончание)«Наследник принимал горячее участие, если и у прислуги стрясется какое-нибудь горе. Его Величество был тоже сострадателен, но деятельно это не выражал, тогда как Алексей Николаевич не успокаивался, пока сразу не поможет. Помню случай с поваренком, которому почему-то отказали в должности. Алексей Николаевич как-то узнал об этом и приставал весь день к родителям, пока не приказали поваренка снова взять обратно. Он защищал и горой стоял за всех своих» (А.А. Танеева);

«На одной из станции, мимо которой проезжал Царский поезд, возвращавшийся из Ливадии, к Государю подошел с просьбой один из железнодорожных чиновников. Он был обременен слишком большой семьей, и жалованья его не хватало на ее прокормление. Государь ласково выслушал его и сказал: «С этого дня ты будешь получать от меня еще тридцать рублей в месяц»

Маленький Цесаревич, стоявший подле Государя и внимательно слушавший чиновника, положил свою пухленькую ручку на его рукав и сказал: «А от меня будешь получать сорок» » (С.Я. Офросимова).

Цесаревич очень любил животных; также сильно, как и его сестры. У него был осел по кличке Ванька, которого даже запрягали в маленькие санки; собака Джой, которая впоследствии погибла в подвале дома Ипатьевых вместе со своим юным хозяином; а больше всех Алексей любил некрасивого, песочного цвета с белыми пятнами котенка, которого звали Зубровкой.

Все близкие Алексея отмечали его религиозность, которую ему привила его мама Александра Федоровна. Известен такой случай, как в 1910 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан, сделал подарок Наследнику на Пасху в виде иконы «Воскресение Христово» с включенными в нее частицами камней от Гроба Господня и Голгофы. Пятилетний мальчик был неимоверно рад этому подарку, он беспрестанно целовал подаренную икону.Дети Царской семьи. Алексей (окончание)

Но при своей доброте и отзывчивости Цесаревич не терпел, когда к нему относились без должного уважения, как к Наследнику престола. «Однажды Цесаревич вошел в кабинет Государя, который в это время беседовал с министром. При входе наследника собеседник Государя не нашел нужным встать, а лишь, приподнявшись со стула, подал Цесаревичу руку. Наследник, оскорбленный, остановился перед ним и молча заложил руки за спину; этот жест не придавал ему заносчивого вида, а лишь царственную, выжидающую позу. Министр невольно встал и выпрямился во весь рост перед Цесаревичем. На это Цесаревич ответил вежливым пожатием руки. Сказав Государю что-то о своей прогулке, он медленно вышел из кабинета, Государь долго глядел ему вслед и, наконец, с грустью и гордостью сказал: «Да, с ним вам не так легко будет справиться, как со мной»» (С.Я. Офросимова).

Как и старшие сестры, Алексей учился на дому. Он начал учиться в семилетнем возрасте. Занятиями сына руководила сама Государыня - она сама выбрала Алексею учителей: Закон Божий Наследнику преподавал духовник Императорской семьи протоиерей Александр Васильев, русский язык – П.В. Петров, арифметику – Э.П. Цытович, преподавателем французского языка и гувернером был П. Жильяр. Английский язык преподавала сама Александра Федоровна, ей помогал в этом Ч.Гиббс.

«Я любила больше всех Алексея Николаевича. Это был милый, хороший мальчик. Он был умненький, наблюдательный, восприимчивый, очень ласковый, веселый и жизнерадостный, несмотря на свое часто тяжелое, болезненное состояние. Он был способный от природы, но был немножко с ленцой.

Один из самых близких к нему учителей говорил мне в интимной искренней беседе: «В душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его - самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и взрастить, то Русская земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека» (С.Я. Офросимова).

Дети Царской семьи. Алексей (окончание)Непритязательный во всем, Алексей больше всего из еды, по его словам, любил «щи и кашу и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», и неизменно сам каждый день снимал пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка. Все съев и облизав ложку, Цесаревич, сияя от удовольствия, говорил: «Вот это вкусно, не то, что наш обед».

Хоть Алексей и был Наследником Царского Престола, но он все равно был ребенком и очень любил русские сказки. Он постоянно сам читал их и даже ради сказок периодически нарушал дисциплину: его любимый дядька втихаря от Александры Федоровны приводил поздно вечером в комнату Цесаревича солдат сказочников из Сводного или Конвойного полков. Эти солдаты, сидя под кроватью мальчика, рассказывали ему сказки. «Целые часы проводил он, свесившись головой с кровати, из-под которой он узнал все русские сказки во всем их богатстве и глубине. Государыня узнала об этих ночных рассказах случайно, войдя в комнату, когда Цесаревич так увлекся приключениями Боны-Королевича, что не слыхал ее тихих шагов, а все дальше и дальше сползал с постели к голове сказочника» (С.Я. Офросимова).

Как и все остальные Великие Князья, которые в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков, Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Затем под его командование перешли и другие воинские части, также он был и атаманом всех казачьих войск. Император Николай IIпостоянно брал сына с собой в ставку для того, чтобы познакомить его с русской военной историей, а также устройством армии и особенностями ее быта. Цесаревич много раз присутствовал при приеме военных делегаций и осмотрах войск, лично награждая отличившихся бойцов в годы Первой мировой. Он и сам имел награду - серебряную Георгиевскую медаль 4-й степени.

«Алексей Николаевич шаг за шагом следовал за отцом, слушая со страстным интересом рассказы этих людей, Дети Царской семьи. Алексей (окончание)которые столько раз видели близость смерти. Его обычно выразительное и подвижное лицо было полно напряжения от усилия, которое он делал, чтобы не пропустить ни одного слова из того, что они рассказывали.

Присутствие наследника рядом с Государем возбуждало интерес в солдатах, и когда он отошел, слышно было, как они шепотом обмениваются впечатлениями о его возрасте, росте, выражении лица и т.д. Но больше всего их поразило, что Цесаревич был в простой солдатской форме, ничем не отличавшейся от той, которую носила команда солдатских детей» (П. Жильяр).

 

 

 


 

 


 

Автор статьи Ирина Тихомирова

Написать комментарий