ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕВАЕТ ВАМ ИЗБЕГАТЬ ШУМА И СУЕТЫ

ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕВАЕТ ВАМ ИЗБЕГАТЬ ШУМА И СУЕТЫ

Господь повелевает вам избегать шума и суеты, чтобы молиться в тишине в своем жилище, ибо пребывание в уединении и удалении от общества злых людей приносит великую пользу. Корабль, не подверженный буре, плывет благополучно; так и душа, не занятая общественными делами, находится в пристани. Поэтому женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Потому и Иаков был не лукав, что жил дома и был свободен от внешних тревог; не без причины Писание заметило о нем: живущий в шатрах (Быт.25,27). Но и в доме, скажешь, много безпокойства. Это оттого, что ты сама хочешь и сама себя окружаешь множеством забот.

Муж окружен хлопотами, как бы некоторыми волнами, а жена, сидя дома, – как в некоем убежище любомудрия. И как живущие в пустынях не имеют никого, кто бы их безпокоил, так и жена, находясь дома, постоянно может наслаждаться тишиной. Если же представится ей необходимость выйти из дома, то и тогда нет для нее повода к безпокойству. Большую же часть времени она проводит дома. Поэтому она может и сама пребывать в тишине и, встречая растревоженного мужа, утешать и успокаивать его, разгонять его ненужные и тяжелые мысли, а затем снова отпускать его из дома уже без тех неприятностей, какие он принес с собой, но с добрым расположением, которое он приобрел дома. Подлинно, жена благочестивая и разумная скорее всего может повлиять на мужа и настроить его душу по своему желанию. Ибо ни друзей, ни учителей, ни наставников он не послушает так, как свою жену, когда она увещевает его и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, поэтому он очень любит свою советчицу. И я бы мог указать на многих суровых и неукротимых мужей, которые смягчены таким образом. Ибо жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в весьма многом другом; она во всем ему предана и соединена с ним так, как тело соединено с головой. И если она будет разумна и рачительна, то всех других превзойдет и победит в попечении о своем супруге.

Поэтому убеждаю вас, жены: считайте это обязанностью и давайте мужьям надлежащие советы. Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Как же мы можем учить его делами? Ты научишь его, когда он увидит, что ты не злонравна, не роскошна, не любишь украшений, не требуешь излишних денежных доходов, но довольствуешься тем, что есть. В этом случае он непременно послушает твоих советов. Если же ты на словах будешь любомудрствовать, а на деле станешь поступать напротив, то он обвинит тебя в великом пустословии. А когда вместе со словами ты представишь ему наставление и делами, тогда он похвалит тебя и скорее послушает. Так будет, например, когда ты станешь искать ни золота, ни жемчуга, ни драгоценных одежд, но вместо этого будешь искать скромности и, поступая так сама, будешь требовать того же и от него. Если же надобно что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и губить. Не столько золото, которым ты украшаешься, сделает тебя любезной и приятной для него, сколько целомудрие и ласковость к нему и готовность умереть за своего супруга. Это по преимуществу пленяет мужей. Украшение внешнее неприятно мужу, потому что приводит в стесненное положение его имения и требует больших издержек и забот. А то, о чем сказано выше, привяжет мужа к жене, ибо ласковость, дружба и любовь ни забот не приносит, ни издержек не требуют, но доставляют все противоположное. Притом наряд от привычки делается приторным, украшение души цветет каждый день и разжигает сильнейший пламень любви.

Итак, если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет, и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает. Красоту телесную и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и губит многое другое, а что украшает душу, то выше всего этого. Кроме того, та красота и зависть возбуждает, и ревность разжигает, а эта чиста от таких болезней и свободна от всякого тщеславия. Таким образом, и в доме все будет идти лучше, и доходы будут изобильнее, когда золото не будет лежать вокруг твоего тела, не будет связывать твоих рук, но будет употребляться на необходимые нужды, например, на попечение о детях и на другие действительные потребности. Но если ты будешь поступать не так, если тело будет украшено золотом, а необходимые нужды будут со всех сторон перед глазами и стеснять сердце, то как тебе быть? Какая польза? Печаль сердца не позволяет замечать того, чем обыкновенно пленяются глаза. Ведь вы знаете, что когда кто-либо увидит женщину, даже лучше всех украшенную, он не сможет найти в том удовольствие, если у него больна душа. Ибо, кто хочет находить удовольствие, тому сначала нужно быть веселым и иметь расположение к радости. Между тем, если золото истрачено на украшение тела жены, а в доме обитает скудость, то для мужа нет никакого удовольствия.

Итак, если желаете нравиться мужьям, приводите их в приятное расположение духа. Я это говорю, желая, чтобы вы украшались красотой истинной, которую заповедал Павел: «Не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». И от людей будет великая похвала, и от Бога – великая награда. Итак, будем ревновать о внутренней красоте, чтобы и здесь пожить в безопасности, и достигнуть будущих благ, которых да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

Написать комментарий