ЯД ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРОПОВЕДНИКА УБИВАЕТ ПАСТВУ

ЯД ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРОПОВЕДНИКА УБИВАЕТ ПАСТВУ

Против гордости
"Чье сердце, чьи умы не взошли на гору надмения и гордости и не влезли на утесы тщеславия? Где ныне и в ком гордость житейская не возседает? Наряды, уборы, мебель, сервизы, кони, кареты, бульвары, обнажение грудей и сосцов, помигание очами, хитрое ступание ногами, гусли, тимпаны, балы, певцы и певицы, иллюминации, а и где неверие, секты, мудрование и вся лукавая мира, что есть как не поток гордыни, в нем же, Бог весть, кто не утопает"?

Гордость проникла всюду, овладела всеми. Многие кажутся кроткими, смиренными, а на самом деле преисполнены "гордыни", считая себя способными познавать умолчанное даже откровением. Кажись-бы, – проповедники Слова Божия должны быть чужды этого недостатка, однако и между ними есть такие, которые забывают свое назначение, свое высокое призвание. Некоторые проповедники витийствуют с церковных кафедр не за тем, чтобы вразумить, наставить, обличить своих слушателей, просветить их светом религиозно-нравственных истин. Нет, они за тем, главным образом, витийствуют чтобы приобресть себе почитателей, – за тем, чтобы последние, удивляясь их красноречию, хвалили их, превозносили. Это возмущало Иннокентия; он возставал против таких проповедников и горячо обличал их. "Любодей любодействует, – говорит он, – не ради рождения чад, но для насыщения нечистой своей похоти. Так и проповедник Слова Божия, когда проповедует не ради рождения чад духовных по закону, но чтобы, сказа слово, токмо движением рук, эхом голоса и произношения слыть за проповедника, или почесать сердце свое щекотанием, слухом части, мзды и отличия – тоже он дает, что и любодей: сей любодействует телесно, а той духовно. А когда в проповеди есть еще примесь не праваго учения и духа, тогда якоже матерь во чреве своем убивает ядом младенца, тако и проповедник ядом заблуждения паче убивает, нежели воспитывает чад духовных во утробе матери церкви. Видит Бог, коль во многих настоящих витиях и проповедниках бывает нечисто, нерадиво и суетно проповедническое слово и лепетание. Без болезни и воздыхания не могу вспомнить, как многие из учителей и проповедников во дни сии заблудили до конца".
Святитель Иннокентий Пензенский

Написать комментарий