«Экономика благодати»: о православном понимании кризисов в новостильных Греции, Болгарии и Румынии

«Экономика благодати»: о православном понимании кризисов в новостильных Греции, Болгарии и Румынии

Не так давно прот. Всеволод Чаплин отвечал на вопросы некоей Ирины из Санкт-Петербурга, касающиеся современной экономики. В целом соглашаясь с ответами отца Всеволода, хотел бы сделать свои дополнения к двум из трех заданных вопросов.
 
Первый вопрос: Почему в России, Греции, Болгарии и Румынии большие экономические проблемы? Автор вопроса перечисляет страны, имея в виду, что это именно основные православные страны. Да, в этих странах имеются серьезные экономические проблемы. Но при этом следует обратить внимание на следующее.
 
Во-первых, весьма с большой натяжкой перечисленные страны можно назвать «православными». Мы их называем «православными» по одной причине: большая часть жителей этих стран являются крещенными в Православной Церкви. Это необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы человек и страна называли себя «православными». Да, может быть, они на генетическом уровне себя ощущают православными, но они еще не православные. Ощущать, казаться и быть – разные вещи. Эти страны втянуты в мировую «денежную цивилизацию», причем в качестве объектов эксплуатации со стороны «золотого миллиарда». Их нынешнее незавидное положение – скорбь, посылаемая (попускаемая) Богом для нашего выздоровления. Именно за отступление от Православия (перечисленные Поместные Церкви перешли на новый стиль, отвергнув святоотеческое предание). Для того, чтобы мы лучше усвоили, как нам надо правильно жить. В том числе в сфере экономики. Ибо кого любит Бог, того и наказует (Притч. 3:12).
 
Во-вторых, каждому Он посылает скорбь и испытания по силам. Людям, живущим в перечисленных «православных» странах, грех жаловаться. В большем количестве стран мира уровень жизни еще ниже. В целом ряде стран мира душевой доход составляет около 1 доллара в день. Мы получаем «лекарства» в виде экономических испытаний строго дозировано – не больше и не меньше.
 
В-третьих, что такое «большие экономические проблемы»? Это еще уровень жизни можно измерить (душевые доходы, душевое потребление), а «экономические проблемы» трудно подвергнуть количественно оценке. Как сравнить: где они больше, а где меньше? Древний Рим, например, жил в роскоши, но погиб. Т.е. жизненный уровень там (даже среди плебса, который получал бесплатно «хлеба и зрелищ») был высок, но при этом экономические проблемы нарастали. Кончилось это тем, что бесплатный хлеб перестали раздавать, и народ стал умирать тысячами от голода. С моей точки зрения, у Америки и стран Европейского союза сегодня проблемы примерно такие, как у Древнего Рима. Там что мы, Россия, в более выигрышном положении на данном отрезке мировой истории, чем Запад.
 
Второй вопрос: Есть ли связь между вероисповеданием и уровнем жизни? Думаю, что очевидной связи нет. Опять-таки, надо уточнить, что имеется в виду под «уровнем жизни». Уровень жизни в целом по стране или уровень жизни отдельно взятого человека? И что имеется в виду под «вероисповеданием»: доминирующая в стране религия или религиозная ориентация отдельно взятого человека. Вероисповедание может быть формальным (человек просто «крещен») или реальным (человек истинно верит в Бога и полагается на Него). Для истинно верующего человека ключевыми являются слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). К сожалению, у нас сегодня «ищущих Царство Божие» очень мало. Поэтому «остальное» у многих порой не «прикладывается». Люди удивляются, не могут понять причины своих скорбей и нищеты. Начинают даже роптать на Бога. Познание тайн экономики требует отхода от прямолинейного (протестантского, материалистического, рационального) мировосприятия. Сегодня это очень сложно, потому что значительная часть нашего взрослого населения прошла «промывку мозгов» в ВУЗах, где раньше преподавалась марксистская политэкономия (вульгарный материализм), а сегодня преподается американский «economics» (слегка закамуфлированный протестантизм).
 
Вообще экономика – это организм, состояние (здоровье) которого определяется вещами, не видимыми глазом, причина болезней организма лежит на клеточном уровне. Мы думаем, что покрестились, сходили в Церковь, прочитали акафист, и все должно быть в порядке, появится сначала достаток, а потом богатство. Это мне напоминает тяжелую внутреннюю болезнь, которая иногда проявляется на коже в виде прыщей и волдырей. Человек мажет кожу мазями, не понимая, что эти мази никак не затрагивают причин серьезной болезни. А устав лечиться мазями и примочками, идет к хирургу. А последний начинает орудовать ножом. А выздоровления все равно не происходит. Оздоровление экономического организма возможно лишь через очищение сердца. Как человек свои физические, умственные и духовые силы получает через благодать Бога, так и экономика нуждается в благодати. Без благодати Божией вся экономика рассыпается в прах. Как сказал Спаситель, без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5),- Если определять в самом общем виде православную модель экономики, то это экономика благодати. Очевидно, что человеку нужен достаток, а не богатство. Богатство – это уже избыток. Если сравнивать с человеческим организмом, то это отложения жира. Любой врач, скажет, что жир и полнота – причина многих болезней.
 
Также хочу отметить, что постановка вопроса о связи между религией и уровнем жизни (экономическим развитием) – достаточно распространенная среди протестантов. У них это «больной» вопрос. Ведь для них уровень богатства – критерий избранности (отверженности) человека Богом. Истинно православный человек в своей жизни руководствуется совершенно другими ориентирами (см.: В.Ю. Катасонов. Религия «экономического роста» как мировое и российское явление).
 
Еще хотел бы обратить внимание на то, что слишком много внимания мы (так называемые «православные») уделяем вопросам потребления. Что ж, таков «дух времени», печать «общества потребления». Человек создан по образу и подобию Божию. А коль важнейшее свойство Бога – Творец, то истинно православный человек не может не быть творцом. А экономика – прежде всего, не потребление, а создание, творчество, созидание. Между прочим, экономика – в переводе с греческого – «домостроительство». И в этом смысле, безусловно, Православие, дающее наибольшие возможности человеку преобразить себя по образу и подобию Божию, обеспечивает истинно православному обществу несравненные преимущества в деле экономического строительства. То, что мы живем в такой экономической разрухе, является явным признаком того, что мы – лишь номинально православные. О том, что сфера экономики – очень чуткий индикатор духовного состояния общества, к сожалению, у нас очень мало говорится и пишется.
 
P.S. Подробнее о том, как понимается экономика в Православии, католицизме, протестантизме и иудаизме, можно прочитать в моей недавно вышедшей книге: «"Религия денег". Религиозно-духовные основы "денежной цивилизации"» (М.: Кислород, 2013)
 
Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук,
председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, профессор

Написать комментарий