Без веры ничего невозможно

Без веры ничего невозможно

Слово в неделю 10-ю по Пятидесятнице Высокопреосвященнейшаго Арсения, митрополита Киевского и Галицкого
Аще имате веру, яко зерно горушно, ничтоже не возможно будет вам (Матф. 17, 20).

Какое дорогое, безценное приобретение — вера! При вере, и в самом малом обеме ея, все возможно нам; а без веры ничто невозможно. Значит в вере блаженство наше, в вере сила наша, в вере богатство наше!
Одна вера дает нам право на сыновство и наследие Божие. Одна вера сообщает цену нашим добродетелям. Одна вера примиряет и приближает нас к Богу чрез Ходатая нашего Иисуса Христа. Все, что не освящено верою, грех есть (Рим. 14, 23), и отвращает лице Божие.
Она получила бытие свое вместе с миром, и окончится с разрушением мира. Начиная от перваго человека, все праведники спаслись верою. Она оправдывала их жертвы, живых возносила на небо в недрах смерти сохраняла живых, внушала безпрекословную преданность Богу, и без ропота и сомнения возлагала на жертвенник единородных; предпочитала временному наслаждению поношение Христово (Евр. 13, 13), и не боялась гнева царей, разоряла крепчайшия стены и избавляла блудниц от гибели с неверными. Светила, море, огонь и воздух, земля и небо, львы, мечи, неприятели, болезни слушались гласа ея; самая смерть повиновалась ей. В лишении, скорби, озлоблении она подавала сладчайшее утешение; в узах и темницах была единственною отрадою.
Но если вера ветхозаветных праведников, состоявшая в ожидании грядущаго Мессии, издали только видевшая обетования, но не получившая оных; если сия вера была в них столь действительна, тесно связывала их с Богом, свято угождая воле Его: то что сказать о христианах, которые веруют не в грядущаго, но уже пришедшаго Мессию, которым явлена тайна любви Божией, сокровенная от век и от родов (Кол. 1, 26)? Как должно быть превосходно величие могущества Божия в них, верующих по действию державной силы Его. Тысящекратно блажен ты, христианин, рожденный и воспитанный в вере Христовой, и твердо сохраняющий в себе драгоценный залог Духа Святаго. Ты сын Божий, ты наследник неба; ты из числа того малаго стада, которому нечего страшиться. Ты знаешь, в чем состоит надежда призвания Божия, и свое знание показываешь на опыте. Тебе уже отверсты врата Царствия Небеснаго. Стой, крепись и мужайся до последняго твоего издыхания.
Но ты, который не сохранил веры — сего небеснаго залога, ты близок к своей погибели, если не возвратишь себе потеряннаго дара. Итак раствори слух твой, и научись, как приобретать сию веру, познай домостроительство ея в душе христианина. Сие познание необходимо: ибо, что бы мы ни делали, но без веры все труды наши будут напрасны.
Так как вера имеет происхождение Божественное: то с самаго начала она неиначе приобретается, как от слуха, приемлющаго глаголы Божии. Вера от слуха, вещает Апостол, слух же глаголом Божиим (Рим. 10, 17). Но поелику и глухие веруют: то сей слух не есть слух в тесном смысле сего слова, но вообще тот орган, посредством котораго душа получает впечатления. Хотя и все познания человеческия приобретаются от слышания; но если где преимущественно потребен слух и внимание человека, то в принятии откровеннаго слова Божия. Ибо все познания естественныя более или менее приближены к понятию человеческому: потому что основания их лежат в душе человеческой.
Но вера Христова выше всякаго понятия нашего. Прежде, нежели открылась тайна вочеловечения Сына Божия, мог ли когда нибудь гадать человеческий разум, что Бог вселится между человеками, что Он во всем уподобится братии своей, что назовет Себя лозою, а верующих в Него ждиями (Иоан. 15, 1); что смирит Себя и будет послушлив даже до смерти крестной (Флп. 2, 8)? И мы сами могли ли бы достигнуть до познания премудрости Христовой, правды, освящения и избавления, если бы не пришел к нам глас Божественнаго слова? Ни око не видало бы, ни ухо не слыхало бы, ни на сердце человеку не взошло бы, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
И потому слава, честь и благодарение Господу Богу нашему, обретающемуся неищущим Его, и являющемуся невопрошающим о Нем. Хвала святым Апостолам Его, пронесшим Евангелие мира во все концы земные. Воззрите смежившие очи свои; тяжко слышащие ушима отверзите слух свой! Ныне приближися к вам глагол веры, ныне время благоприятно, ныне день спасения (2 Кор. 6, 2).
Но, чтобы вера коснулась души нашей, не довольно одного слуха, одних очей. Со вниманием слушали два языческие начальника проповедь апостола Павла, которую он предлагал им в свое защищение; но весь плод, который произвела в них сия проповедь, состоял в том только, что один из них почел премудрость за безумие, а другой сознал, что едва Апостол не обратил Его в христианскую веру (Деян. 26, 24. 28).
Но для чего говорить о язычниках, когда и иудеи, которым принадлежали и усыновления, и слава, и заветы, и обетования, и от коих Христос по плоти (Рим. 9, 4), видя, слушая и осязая руками, не видели, и не слышали и не осязали вселившагося между ними Спасителя. Самые ученики Христовы называли слова Его странными и неудобовразумительными, тяжкими для слышания, и многие отходили от Него так, что уже после не возвращались к Нему (Иоан. 6, 60. 66). Самые ближайшие из учеников Его, готовившиеся к проповеди веры, соблазнялись о учении Его, и в то время, когда сердце Господа разливалось в чувствованиях любви Божественной, они думали о человеческом, просили человеческаго. Негде более искать причины тому, что не все послушали благовествования; что узы, оковывавшия красныя ноги благовестников, безчестие и поругание служили обыкновенною наградою за проповедь, и еще более негде искать причины страданиям и смерти Господа, как в том, что люди или совершенно не познавали Его, или познавали только ухом и внешним взором. Посему для веры нужно нечто больше, нежели простой слух, нежели сии телесныя очи: нужен слух внутренний, слух сердца; нужно око внутреннее, чистое око души.
Но, бедный человек! Духовное око твое закрыто; кто откроет его? Слух сердца твоего затворен; кто отверзет его? Воззри на Господа, и успокойся в Нем. Он посылает тебе в скорби Утешителя, в немощи Врача.
Кто же сей Утешитель? Кто сей Врач? — Дух истинный, исходящий от Отца, Дух всеобемлющий, постигающий и глубины Божия, Дух кротко вселяющийся во всех тех, которые с сокрушением сердечным призывают Его. Вот Кто просветит око души нашей, или лучше, Он сам будет оком нашим. Когда Дух сей в обещанное Господом время сошел на Апостолов, о! какой тогда свет пролиялся в души их! Как ясно для них стало учение Христово! Изчезли недоумения, разсеялся мрак, облегавший души их, и действительно исполнилось слово Господне, что Тот, котораго Он пошлет им от Отца, воспомянет им все глаголы его; напишет на сердцах их то, что Он говорил им и еще научит их большему (Иоан. 24, 26).
Когда сей Божественный Дух проник в душу апостола Павла, он не требовал, чтобы кто учил его. Сам Дух научал его внутри всем Божественным тайнам, и он сам свидетельствует, что Евангелие, которое он проповедывал, не есть человеческое; что он получил оное и научился ему не от человека, но чрез непосредственное откровение Иисусом Христом (Гал. 1, 2). Доколе не осветил его Божественный свет, он знал Иисуса Христа только по плоти, как простаго человека; но что Он есть истинный Бог, это открыл ему свет от Духа Святаго.
Кто приобретает познание веры, по руководству одной человеческой мудрости, и не призывается на дело сие Духом Святым: тот обманывает самого себя, если думает, что он познал Христа, и хищныя птицы поклюют его мудрость, и огнь пожжет ее, и терние заглушит ее. Но чью душу просвещает свет Божественной мудрости: тот истинно знает Христа и имеет истинную в Него веру. Иудеи знамения просят (1 Кор. 1, 22), но для него не нужно ни знамений, ни чудес: ибо внутри его лежит знамение непререкаемое; внутри его совершается чудо, высшее всех чудес, которому он не может не верить. Для него все ясно. Для него кажется только удивительным то, что есть люди, которые чуждаются имени Христова, которые не находят сладости в поклонении ему, и вместо того занимаются мелочными вопросами, и которые наконец остаются холодны и невнимательны даже и тогда, когда стоят пред лицем Его, думая больше о своем лице, нежели об Его величии. Никакие враги не могут похитить веры его, никакия обольщения не могут ослабить ее. Хотя бы Ангел с неба благовестил ему иначе, он не послушает его, и скорее назовет его анафемою, нежели поверит ему (Гал. 1, 8). Вот истинная вера!
Сия-то вера есть таинство, глубоко сокрытое в чистой совести; письмо, писанное не чернилами, но Духом Бога живаго (2 Кор. 3, 3); завет, в который давно еще обещал Господь вступить с домом израилевым. Сей завет, егоже завещаю дому исраилеву: по днех онех, глаголет Господь, дам законы им в мысли их, и на сердцах их напишу их (Иер. 31, 33). Оно есть то семя, которое растет днем и ночью; то царетвие Божие, которое находится внутри человека; тот бисер, для котораго он должен пожертвовать всем своим имуществом; то просвещение, тот добрый глагол, который дает нам вкусить силу грядущаго века (Евр. 6, 5); но, что всего утешительнее, она есть дар, который невозбранно дается всем, просящим его у Бога, без всякой платы. О Боже наш! как Ты милостив! О, какое настало время! Поистине ныне время благоприятно, ныне день спасения.
День спасения! Наступило благодатное утро; видимо взошло светозарное солнце на христиан и осветило всю вселенную. Итак, спящие в прегрешениях своих, воспряните, возстаньте с одра своего, отрясите от очей ваших сон. Скиньте с себя ветхое покрывало и облекитесь верою во Христа. Страшитесь медлить: ибо наступил уже полдень благодатнаго дня, а после светлаго утра и яснаго полудня скоро, может быть, настанет и вечер. Стойте в вере твердо и непоколебимо; полные сего Божественнаго елея светильники держите в руках своих, да не обрящетесь во тьме в пришествии Жениха в полунощи. 

Взгляните внимательно на юныя отрасли Дома царственнаго, на которыя Церковь отечественная взирая ныне, веселится и радуется; взгляните на светозарных виновников торжества сего, благоверных Государей и Великих князей Николаев Николаевичей и благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Александровну! Чем они наиболее красны и светлы среди блеска, их окружающаго, среди великолепия престола, полсветом обладающаго, чем, как не светом веры истинныя, твердо и неуклонно ими содержимыя, как не доблестями христианскими, далеко, далеко превосходящими юный возраст их? Поревнуйте же, юные, примеру юных, и старые потеките в след юности, украшенной сединами мудрости. Аминь. 
Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодальнаго Члена Высокопреосвященнейшаго Арсения, митрополита Киевскаго и Галицкаго. Часть I. — СПб.: В типографии духовнаго журнала «Странник», 1874. — С. 311-318. 


Написать комментарий