Сражение на реке Рымник

Сражение на реке Рымник

Сражение при Рымнике (совр. территория Румынии), произошедшее 11сентября (24 по "новому стилю" 1789 года), – одно из крупнейших в Русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Более чем 100-тысячная турецкая армия Юсуф-паши не смогла противостоять 25-тысячной русско-австрийской армии и была полностью разгромлена. Сражение в очередной раз проявило полководческий талант Александра Суворова и доказало превосходство русского военного искусства.

После разгрома турецких войск у Фокшан в июле 1789 года политическая обстановка заметно изменилась. Еще накануне сражения союзная России Австрия была готова заключить сепаратный мир с Турцией. Однако одержанная победа заставила временно отказаться от этого намерения.

Основная часть русских войск была стянута к крепости Бендеры, осажденной еще в августе. В сентябре западнее Прута продолжали находиться лишь дивизия Суворова (7 тыс. человек) и корпус принца Кобургского (18 тыс. человек). Турки решили начать генеральное наступление на Молдавию. Для этого у Браилова была сосредоточена 100-тысячная армия под командованием Юсуф-паши.

Главные силы турецкой армии из Браилова начали наступление против австрийцев. Принц Кобургский снова обратился за помощью к Суворову. В ночь на 19 сентября тот выступил с 7-тысячным войском на соединение с австрийцами и утром 21-го прибыл к Фокшанам, где располагались войска Кобургского. Объединенная союзная армия насчитывала 25 тыс. человек при 103 орудиях.

Турецкие войска располагались на обширном поле между реками Рымной и Рымником, в четырех отдельных лагерях. Местность представляла собой возвышенное плато. Центральной его частью был район леса Крынгу-Мейлор. Здесь находилась главная позиция турок. Оба ее фланга прикрывались глубокими оврагами. Недостаток расположения турецких войск – рассредоточенность на значительном пространстве в четырех лагерях. Создавались благоприятные условия для разгрома их по частям. Суворов этим воспользовался.

Он предложил австрийцам атаковать неприятеля, несмотря на то, что силы были вчетверо меньше, чем у противника. Замысел полководца состоял в следующем. Учитывая рассредоточенность турецких войск, он решил разгромить противника по частям. По диспозиции, составленной Суворовым, союзники, переправившись через Рымну, должны были вести наступление сразу на два лагеря противника – Тырго-Кукули и Крынгу-Мейлор. Войска Суворова должны были следовать вдоль Рымны к Тырго-Кукули, уступом вперед, слева от него шла конница австрийцев под командованием Карачая, а главные силы во главе с Кобургским, прикрывая тыл и фланг войск первой группы, двигались к Крынгу-Мейлор. Таким образом, русские войска наносили удар по левому флангу противника, одновременно австрийские войска вели наступление на его центр. Разбив противника у Тырго-Кукули, Суворов должен был идти на помощь австрийцам – на Крынгу-Мейлорский лагерь.

21 сентября союзные войска выступили вперед и, переправившись через речку Милька, начали наступление. Первая колонна во главе с Суворовым вышла на противоположный берег Рымны и сразу была построена в боевой порядок фронтом на юг. Он состоял из шести пехотных каре, расположенных в две линии, по три каре в каждой. Завершив построение, корпус Суворова пошел в наступление.

 

Лагерь противника у деревни Тырго-Кукули лежал в 7 км от берега. Он занимал выгодное положение на высотах. На позиции оборонялось 12-тысячное турецкое войско под командованием паши Хаджи-Сойтари. Неприятель, обнаружив русских, открыл огонь. Русская артиллерия ответила тем же. Каре первой линии – фанагорийские гренадеры начали атаку, идя прямо на батарею. Глубокий овраг задержал наступление и дал возможность половине группировки Хаджи-Сойтари с обозами бежать к местечку Рымник. Это серьезно ослабило оборону первого лагеря противника. Оставшийся с половиной своих войск, Хаджи-Сойтари упорно оборонялся. Когда первая линия русских каре перешла овраг, противник начал контратаку, но гренадеры обрушили на противника перекрестный пушечный и ружейный огонь. Затем Суворов ввел в сражение из резерва эскадроны двух карабинерных полков и дивизион австрийских гусар под командованием бригадира С. Д. Бурнашова. После ожесточенных схваток сопротивление турок было сломлено и они обратились в бегство. Казачьи полки захватили лагерь. Остатки неприятельских войск рассеялись за лесом Каята.

 

Обстановка позволяла организовать преследование противника и нанести поражение и той половине войск Хаджи-Сойтари, которая ранее успела отступить. Но Суворов не сделал этого, чтобы не нарушать намеченного плана. Одновременно левая колонна во главе с Кобургским совершала переправу через Рымник ниже того места, где переправилась конница Суворова. Ее путь был длиннее, и потому ее наступление началось несколько позже. Австрийцы построились десятью каре в две линии перпендикулярно к линиям русских войск, имея позади себя Рымну, а впереди – турецкий лагерь у Крынгу-Мейлор. Боевой порядок союзных войск принял форму прямого угла, одна сторона которого была обращена на юг, а другая – на восток. Правый фланг не смыкался с левым флангом русских, образовался большой интервал. Диспозиция не предусматривала такого построения войск, но он сослужил полезную службу союзникам: рассредоточил внимание командования турок в двух разных направлениях, что позволило наносить поражение его войскам по частям.

 

Как только австрийские войска завершили боевое построение, их атаковало 20-тысячное войско противника, наносившее удар со стороны лагеря у Крынгу-Мейлор. Турки стремились с двух сторон окружить корпус Кобургского. Австрийцы мужественно сражались. Бой длился более двух часов. Энергичной контратакой турки были отброшены. Также неудачно для них окончилась попытка охватить левый фланг корпуса. Одновременно от 5 до 6 тыс. турок атаковали корпус Суворова. Это были отборные части противника, посланные великим визирем из своего лагеря у Мартинешти. Во главе этих войск стоял один из лучших турецких военачальников Осман-паша. Турки ставили цель прорваться во фланг и тыл русского корпуса. Их главный удар пришелся по левофланговому каре второй линии боевого порядка русских войск. Оно включало два батальона Смоленского мушкетерского полка. На помощь им Суворов направил соседнее каре второй линии: два батальона Ростовского мушкетерского полка. Это каре двинулось на сближение с каре Смоленского полка под углом, что позволило более эффективно вести по туркам перекрестный огонь. Активно действовала кавалерия. Эскадроны Черниговского карабинерского полка с дивизионом австрийских гусар трижды врубались в войска противника.

 Бой длился почти час. В итоге противник был вынужден отступить. Турецкие войска на обоих направлениях отошли к лесу Крынгу-Мейлор, где возводилось полевое укрепление – ретраншемент. Противник понес значительные потери, был убит Осман-паша.

 

Русь-Фронт - информационный православный вестникСуворов привел войска в порядок, после чего направил каре егерских батальонов в лес Каята, где укрывалась часть турецких солдат из разгромленной при Тырго-Кукули группировки. Остальные каре двинулись в обход леса с севера и юга. Затем австрийский и русский корпуса двинулись к турецкой позиции у Крынгу-Мейлор. Между их флангами продолжал оставаться разрыв, прикрываемый двумя каре Карачая. Этим воспользовались турки. Войска Суворова и Карачая у леса Каяты подверглись атаке сильного отряда неприятельской конницы янычар (до 3 тыс. человек). Атака была отбита, противник был отброшен к деревне Боксы. Заняв лес Каяты, русские получили опорный пункт и при этом прикрыли правый фланг австрийского корпуса Кобургского.

 
Одновременно австрийцы отражали атаку турецкой конницы, совершавшей обход их левого фланга. Они вели жестокие фронтальные бои. Кобургский просил Суворова о помощи, однако русский полководец принял решение выбить сначала неприятеля из Боксы, оказавшегося у него на фланге, а затем уже следовать к Крынгу-Мейлор. Суворов разделил свой корпус на три отряда, с разных сторон одновременно пошедших на неприятеля при поддержке артиллерии. Турки встретили Суворова контратакой, но были отбиты ударом Карачая во фланг и отброшены от Боксы. После этого русские войска двинулись к Крынгу-Мейлор, где союзники построились полумесяцем для концентрического удара по противнику. 

 

Русские войска еще на марше построились в каре в одну линию, в интервалах встала конница. Заметив, что рвы, прикрывавшие позиции у Крынгу-Мейлора, отрыты не полностью, Суворов вопреки тогдашним взглядам решил штурмовать укрепленный лагерь противника конницей. Прием ошеломил турок и обеспечил успех. Вслед за конницей в штыковую двинулась пехота. Конницу и пехоту поддержала сильным огнем артиллерия. Не выдержав натиска, турецкие войска в беспорядке отступили. К исходу дня русско-австрийские войска овладели третьим укрепленным лагерем – в Мартинешти. Бросив артиллерию, знамена, обоз, турки поспешно бежали на юг к Дунаю.

 

Сражение при Рымнике продолжалось 12 часов. Противник понес существенные потери – 10 тыс. человек убитыми, 80 орудий, 150 знамен, весь обоз. Союзники потеряли около 500 человек. В сражении с особым блеском проявилось полководческое искусство Суворова. За одержанную победу он удостоился титула графа Российской империи с добавлением к фамилии наименования Рымникский и титула графа Священной Римской империи. Он был награжден также орденом Св. Георгия I степени.

 

Сражение на Рымнике – крупный шаг в области тактики. Маневр наступающих был согласован по времени и рубежам. Войска наносили удары, действуя в расчлененных боевых порядках. Это позволило совершать сложный маневр на поле боя и по фронту, и в глубину. Но главный итог сражения носил стратегический характер. Союзники получили возможность перейти Дунай и закончить войну походом за Балканы. Турция уже не располагала силами, способными оказать серьезное сопротивление. Австрийский корпус Кобургского после сражения занял Валахию, в ноябре сдались Бендеры, а вскоре турки потерпели серьезное поражение при Каушанах. Русская армия прочно утвердилась в Молдавии. В войне наступил коренной перелом.


По статье С.Кубалова. ВПК № 37 (303)

Написать комментарий