"Радуйся, яко Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси"

   Калужская икона Божией Матери по времени явления - гораздо моложе многих чудотворных икон Руси: Владимирской, Казанской, Иверской, Смоленской, Донской, Тихвинской, Фёдоровской, Толгской... Она известна лишь немногим более 2 с половиной веков. Потому и списки её не так разошлись по городам и весям России, как у этих древних святых образов. И история её чудес тоже не столь широко известна за пределами Калужской епархии. Значит... тем более важно эту историю поведать.
   Началось всё в 1748 г. в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово - в сельце Тинькове, в 10 км от Калуги. Две его дворовые девушки, разбирая на чердаке старые вещи, нашли свёрток холста. На холсте была изображена "женщина в тёмном одеянии на подобии монахини, читающей книгу". Одна из девиц, Евдокия, ни на минуту не прекращала легкомысленные и пошлые разговоры. Другая, чувствуя какое-то благоговение перед изображённой "игуменьей", устыдила её: "Вот, игуменья на тебя смотрит, а ты..."
   "Вот как я боюсь твоей игуменьи!" - насмешливо ответила Евдокия и плюнула на картину... И тут же с ней случился сильнейший припадок: она упала в судорогах, с пеной на губах и лишилась дара речи.
   Её перенесли в дом и положили под иконами, считая уже находящейся при смерти.
   Ночью родителям Евдокии явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала, что не картина то была, а икона - и не "какая-то игуменья", а Она Сама! Бог попустил их дочери, привыкшей дерзить и насмехаться, совершить такое святотатство, чтоб через это прийти в разум и покаяться. Божия Матерь повелела рассказать обо всём священникам, отслужить молебен пред поруганною иконой и окропить болящую святой водой.
   Повеление было исполнено. Когда больную окропили святой водой, она исцелилась - и с тех пор полностью изменила свою жизнь, став воздержанной и благочестивой.
   В 1770-71 гг. по России прокатилась последняя большая эпидемия чумы. Особенно пострадала Москва и центральные области. Устрашенные эпидемией жители Калуги просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Божией Матери. Святую икону принесли, обошли с нею крестным ходом все улицы города и совершили пред нею всенародный молебен. В посте и плаче три дня носили граждане икону вокруг города, припадая к чудотворному образу со слезами и мольбами о помощи. Просьба их была исполнена: губительная язва заступлением Пречистой Богородицы прекратилась.
   В воспоминание этого чудесного избавления от жестокой чумы было установлено ежегодно 2/15 сентября совершать празднование Калужской иконе Божией Матери с крестным ходом вокруг города.
   Милости Пресвятой Владычицы были неисчислимы, щедроты неоскудеваемы. В 1812 году опасность грозила Калуге во время нашествия полчищ Наполеона, которые были уже в пределах Калужской области. Как известно, после оставления Москвы Наполеон пытался прорваться к Калуге - главной тыловой базе русской армии. 12 октября произошло ожесточённое сражение под Малоярославцем - второе по масштабам и по значению в Войне 1812 г. Маленький пылающий городок 8 раз переходил из рук в руки. К вечеру русская армия, оставив его, отступила на новые позиции. Казалось бы, опасность захвата Калуги была чрезвычайно велика - если бы Наполеон на следующий день возобновил сражение. В посте и плаче жители города молились пред чудотворной иконою Калужскою об избавлении от предстоящей беды, с благоговением совершили крестный ход вокруг города с этой иконою. Калужане свято верят, что именно заступлением Богородицы французы неожиданно свернули с Калужской дороги и пошли на Гжатск -- по пути, который сами же разорили и опустошили, и тем погубили свое войско. Пленные свидетельствовали, что на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе близ села Тарутино Калужскую икону Пречистой Богородицы, окруженную светоносными мужами (они узнали ее, увидев в плену ее изображение) и услышали Ее повеление идти к Гжатску.
   Видеть эту икону на воздухе, окруженную небесными силами, удостоилась также крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева. Об этих видениях доложено было императору Александру I. По его повелению и по благословению Святейшего Синода, было установлено совершать ежегодно 12/25 октября празднование чудотворной Калужской иконе с крестным ходом вокруг города в память избавления города Калуги от нашествия французов.
   По общему верованию в чудесную помощь Богоматери икона ежегодно была износима из села Калужки в ближние пределы.
   В Летописи Оптиной Пустыни говорится о том, что Калужская икона ежегодно была приносима из Калуги в святую обитель. Торжественная встреча иконы происходила у реки Жиздры. При звоне Оптинских колоколов из соборного храма выходил крестный ход во главе с Настоятелем и монастырскою и скитскою братией. На пароме с противоположного берега чудотворная икона как бы шествовала к насельникам обители. После краткого молитвословия крестный ход направлялся в собор монастыря, где тотчас начиналась торжественная служба. В течение дня икона обносилась по келлиям монастырской братии, а затем, по обычаю, чудотворный образ Царицы Небесной на руках скитская братия торжественно, с пением молитвословий, приносила в скит, в Иоанно-Предтеченский храм. После молебна с акафистом пред святою иконой вся братия с благоговением принимала ее по своим келлиям. Перед поздней Литургией икону возвращали в монастырь, где после службы при колокольном звоне торжественно совершался крестный ход, в котором вместе с монастырскими святынями участвовала и Калужская чудотворная икона. Большой чудотворный образ, несомый братией на носилках, высоко парил над головами молящихся, будто этому торжественному и победному шествию соприсутствовала Сама Высочайшая Виновница торжества. Преблагая Заступница рода христианского -- Царица Небесная, любвеобильно зовя всех идти с Собою к Сыну Своему Сладчайшему, нетленному наследию блаженства нескончаемого, всех спасая и покрывая благодатию и Матерним Своим Покровом. После водосвятного молебна у Амвросиевского колодца, что у скитских врат, чудотворную икону провожали до границы монастырских владений, где передавали козельскому духовенству и многочисленным горожанам.
   В 1892 году свирепствовала вокруг Калужской губернии холера. По постановлению городской думы для избавления жителей от опасности этой эпидемии совершен был крестный ход вокруг всего города с иконой Калужской Божией Матери. И в то время как в смежных губерниях была большая смертность, в Калужской были только единичные случаи заболевания.
   18 июля 1893 года, как и год назад, совершалось принесение в Калугу чудотворной иконы Калужской Божией Матери и общественное моление с крестным ходом вокруг города об ограждении жителей его от холеры. Во всех Калужских городских церквах совершалось торжественное богослужение со службой Пресвятой Богородице и присоединением на ектениях прошения об избавлении от смертоносной заразы. 20 июля по окончании поздней Литургии начался крестный ход с чудотворною иконой. В это время на восточной окраине города начался страшный пожар, который истребил множество домов, принадлежавших большей частью бедному люду. Яростная стихия огня, раздуваемого ветром, грозила опустошить и центральные части города. Видя это, городской голова и некоторые из граждан просили Архипастыря направить крестный ход с чудотворною иконой к месту пожарища. Здесь Владыка лично отслужил молебен с водосвятием перед иконою Царицы Небесной и по окончании молебствия окропил дома святой водою. И Царица Небесная вняла слезным просьбам молившихся о прекращении случившегося бедствия. Проявив великую милость, Она явилась необоримою стеной, оградившей город от дальнейшего распространения страшного пожара. Ветер укротился и переменил направление; огненная сила стала угасать, и пожар был потушен. После молебствия на пожаре чудотворная икона была отнесена обратно в Калужку в сопровождении массы народа.
   Эпидемия холеры в окружающих губерниях не прекращалась, и в 1894 году был совершен третий крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Калужской Божией Матери. И снова Матерь Божия оградила Калужскую землю от этой страшной беды.
   Заступлением Богоматери чрез Ее явленную икону Калужская губерния была избавлена от страшного бича человечества -- холеры, которая свирепствовала почти во всех губерниях Европейской части России. Только один город Боровск в пределах Калужской области после явления чудотворной иконы Богоматери оставался долгое время без благодатного посещения этой святыни, что объяснялось влиянием преобладавшего там раскола, пустившего глубокие корни в этом городе. Известно, что по учению раскольников со времени патриарха Никона в греко-российской церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни явленных и чудотворных икон. Поэтому икона Калужской Божией Матери, явленная в 1748 году, не могла, по мнению раскольников, почитаться чудотворной.
   10/23 сентября 1899 года, после чудесного исцеления жены коллежского асессора города Боровска Чуфаровской и, несомненно, не без воли Царицы Небесной святая икона Калужской Божией Матери с разрешения епископа Калужского и Боровского Макария впервые была принесена в Боровск. Лишь только ступила святая икона на землю Боровскую, как огромные толпы народа, пришедшего еще с вечера из окрестных селений, устремились к ней с молитвой и со слезами. Из ближайших сельских церквей подошли крестные ходы. Открылось воистину царское шествие. Со всех сторон на расстоянии 11 верст толпами сбегался к святой иконе народ, крича и взывая: "Матушка наша! Заступница! Царица Небесная!" Множество было при пути различных недужных и одержимых от духов нечистых, все они издавали стоны и крики, и многие исцелялись. Когда шествие приблизилось к обители преподобного Пафнутия, там уже стояла несметная толпа народа, пришедшего из Боровска, и среди этой массы людей было множество раскольников, усердно возлагающих на себя крестное знамение и поклоняющихся святой иконе. После краткого молебствия у стен обители тронулись со святой иконой ко граду и вот -- весь град изыде в сретение чудотворного образа Богоматери. Всех привела Матерь Божия к своему чудотворному образу! По просьбе Боровской городской думы, целиком состоявшей из раскольников-старообрядцев, было совершено торжественное молебствие перед иконой Пречистой Богоматери на городской площади. Некоторые из видных купцов-раскольников пожелали принять святую икону в свой дом и просили отслужить перед нею молебен. Так и раскольников-старообрядцев обратила на благой путь Пресвятая Богородица, посрамив прелесть раскола. Поистине это было несением Небесного света во тьму раскола! Все увидели и убедились, что подлинно с этим образом благодать и сила Божией Матери.
   С тех пор Калужская икона чтится и как "раскольников на путь благий обращающая":
   "Радуйся, яко Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси".
   "Возсияла еси икона Твоя, Богородице (...) во граде Боровске, даже и посреде жителей его, в расколе пребывающих..." (Акафист, икос 6).
   Подаётся через святую икону и помощь в избавлении от пьянства:
   "Великое и уму человеческому неудобопостижимое чудо явила еси, Владычице мира, егда внезапу исцелила и укрепила еси в трезвенном житии некую жену, в области града Жиздры живущую, яже пиянству предана бысть; та бо совестию своею терзашеся, яко страстию порока порабощена бысть, и сея ради вины обратися с верою к Тебе, Владычице, молящися пред Твоею иконою, и от Тебе исцеление получи. Сего ради и мы, на милость Твою уповающе, восхваляем Твое милосердие, взывающе Богу: Аллилуиа". (Акафист, кондак 8).
   Акафист Калужской иконе Божией Матери составил в начале ХХ в. владыка Феофан: епископ Калужский и Боровский в 1916-21 гг., позже - митрополит Белорусский.
   В советское время Калужская чудотворная икона (по другим данным - возможно, её список?) была спасена и ныне находится в соборной церкви Георгия за Верхом - уже не в окрестностях, а в самом центре Калуги.
   Другой её почитаемый список является главной святыней Троицкого кафедрального собора.
   * * *
   Пресвятая Богородице, спаси нас.

Написать комментарий