«Я стал служителем Церкви и впредь хочу принадлежать к ней»

«Я стал служителем Церкви и впредь хочу принадлежать к ней»

Священноисповедник Амвросий, епископ Каменец-Подольский (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился в 1878 году в Тамбовской губернии в семье священника. Начальное образование Александр получил в церковно-приходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке. Далее Александр Полянский поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, и затем в Казанскую Духовную академию, учась в которой он был пострижен в монашество с именем Амвросий.
В 1903 году иеромонах Амвросий окончил Академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. Уже через три года он стал ректором семинарии и был возведен в сан архимандрита. Революционные беспорядки, нравственная расшатанность в обществе, несмотря на все усилия ректора, не миновали и семинарию. В 1907 году среди учащихся начались беспорядки. К ректору была послана депутация от студентов с требованиями поправить оценки, якобы несправедливо заниженные. Требования приняты ректором не были. Занятия были временно прекращены, а ученики распущены по домам.
Несмотря на подобного рода явления, ректор деятельно заботился о помощи необеспеченным студентам Киевской Духовной семинарии. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием. Не раз поднимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший его митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен». Сам митрополит Флавиан был миссионером, подвижником, человеком, отличавшимся исключительным милосердием: он никому не отказывал в материальной помощи. Будучи сам благочестивым, он ценил благочестие и в своих сотрудниках.
Епископская хиротония архимандрита Амвросия состоялась после революции, 22 октября 1918 года он был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. А в 1922 году он стал епископом Каменец-Подольским и Брацлавским, но служить здесь ему оставалось недолго.
После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец-Подольский Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями.
В 1923 году советская власть Украины выслала епископа Амвросия за ее пределы, и он поселился в Москве, в Даниловом монастыре.
Через год епископ Амвросий снова был арестован. ОГПУ продержало его в заключении десять дней. После освобождения он служил в разных храмах Москвы, всегда проповедуя на богослужениях.
В 1925 году епископ Амвросий был назначен управляющим Каменец-Подольской епархии, но выехать в нее не успел, так как в конце ноября в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю в управлении Русской Православной Церковью. В их числе был и епископ Амвросий.
Находясь в тюрьме, в своих показаниях владыка Амвросий писал: «Я полюбил духовную жизнь, стал служителем Церкви и впредь хочу принадлежать к ней; поэтому стараюсь исполнять законы и правила Церкви и на все явления церковной жизни смотрю только с точки зрения церковных правил и установлений, а не с какой-либо другой точки зрения, например, политической».
Священноисповедник Амвросий, епископ Каменец-Подольский
Преосвященный Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен вместе с архиепископом Херсонским Прокопием (Титовым) в Соловецкий концлагерь. По окончании лагерного срока архиереям было объявлено, что после лагеря они ссылаются на три года в Уральскую область. В ссылку через Екатеринбург и Тобольск они ехали вместе. В Тобольске их заключили в тюрьму, в которой они пробыли полтора месяца. С началом судоходства первым же пароходом они были доставлены в город Обдорск.
В 1931 году в Обдорске епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась ненавистная безбожным властям глубокая вера святителей, их нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни, который они вели в глухой ссылке; раздражало, что архиереи осмелились служить Божественную литургию, хотя на службах присутствовало всего несколько человек, раздражало и то, что святители переписывались с находившимся на крайнем севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.
Для составления обвинения после ареста епископов были допрошены местные жители, но и тогда оснований для желаемого приговора не хватало, и к архиереям в камеру подселили осведомителей, один из которых донес, что епископ Амвросий про предложение стать агентом ОГПУ сказал: «Я на такую подлость никогда не пойду». После окончания следствия архиереи были отправлены в Тобольскую тюрьму. 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахстан на три года.
Епископ Амвросий был отправлен в ссылку в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. В ОГПУ владыке сказали, что он должен будет отправиться за сто двадцать километров, через пустыню, в небольшое село Сузак, где ему определено место жительства. Путь туда проходил по узкой и опасной дороге, на иных участках он шел вдоль ущелья, и бывали случаи, когда верблюды срывались с тропинки и падали в пропасть. В дороге к месту ссылки епископ Амвросий получил тяжелые ожоги и едва добрался до села Сузак. По приезде он был помещен в местную больницу, где через неделю скончался.
По другим источникам, святитель умер еще по дороге из Чимкента, в степи, называемой Голодная, от солнечных ожогов и желудочных заболеваний. В страшную жару владыка Амросий, облаченный в черную рясу, ехал под открытым солнцем на верблюде в сопровождении конвоя. Объявив привал, охрана дала команду: «Поп, слезай с верблюда!». Но ответа не последовало – владыка был уже мертв. Его тело привезли в Сузак, и чтобы не писать объяснительных отчетов о смерти заключенного, смерть священноисповедника епископа Амвросия (Полянского) была зафиксирована в больнице селения Сузак 20 декабря 1932 года. 
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Жития новомучеников и исповедников Российских

Написать комментарий