Верой и отвагой русские одолели смуту

Верой и отвагой русские одолели смуту

«История учит, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута – отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием – дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты безсмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, богоугодного жития».
 
                                                                                                                                                              Митрополит Санкт-Петербургский 
                                                                                                                                                              и Ладожский Иоанн (СНЫЧЕВ)

                                                                             ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМУТЫ  
 
 Истоки смуты XVII века зародились в конце XVI века, во времена правления Царя Феодора Иоанновича, не оставившего после себя наследника. Царем должен был стать его младший брат – Царевич Димитрий. Но у него появился тайный конкурент, брат Царицы Ирины боярин Борис Годунов; он подослал наемных убийц, которые лишили жизни девятилетнего отрока.
Годунову удалось занять Царский Престол. Но вскоре на Западе объявился первый Лжедмитрий – дьяк-расстрига Григорий Отрепьев, которого многие города признали законным Царем, чудом выжившим сыном Царя Иоанна IV. Сын и наследник Годунова Царь Феодор Борисович, а также его мать были задушены агентами Лжедмитрия. И хотя Годунов занял Царский престол коварством, однако избрал его Земский собор, потому и убийство его наследника было цареубийством.
Иван Тимофеев (Семенов), современник смуты, анализируя ее причины в своем «Временнике», главной из них выставляет убийство Царевича Димитрия: «Его же крове ради единоя, мню, от смерти и вся лете ныне Росийска земля всяко от бед потрясаема, и едина в земли Господска кровь многими кровьми мщаема бе». Тот же автор указывает и на «стекшиися в нас прочие злобы». Несколько ниже он указывает и на социальные причины катастрофы – «безсловесное молчание» и «самопослушание». 

Выход из смуты все благочестивые люди того времени видели во всенародном покаянии, которое впоследствии действительно привело к освобождению Руси от польской оккупации.

                                                                КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДОВАЛИ ПОЛЯКИ-ИНТЕРВЕНТЫ?

  Отметим, что Речь Посполитая, помимо физического порабощения русского народа, хотела обратить его в католическую ересь. И, когда появилсяВерой и отвагой русские одолели смуту Лжедмитрий, папа решил воспользоваться им в своих целях. Самозванец был обласкан нунцием, который получил от него подписку за себя и за Россию с обещанием подчиниться папе. Позже Лжедмитрий был тайно присоединен к римской лжецеркви, что тщательно до времени скрывалось.

                         ЛЖЕДМИТРИЙ I НА РОССИЙСКОМ ПРЕСТОЛЕ

Лжедмитрий с добровольцами из ляхов и запорожских казаков 16 октября 1604 года двинулся в поход на Москву. Перемышль, Чернигов, Белгород и другие южнорусские города присягнули ему на верность, также приняло присягу русское войско, и Москва признала самозванца законным Царем. В июне 1604 года он прибыл в первопрестольный град. Вот как митрополит Макарий (Булгаков) описывает это событие: «20 июня он торжественно въехал в свою столицу при колокольном звоне у всех церквей и при безчисленном стечении народа. На Лобном месте встретили нового государя митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный Собор с крестами, иконами, хоругвями и при пении священных песней, но тут же, к изумлению православных, играли литовские музыканты и своими трубами и бубнами заглушали церковное пение. Самозванец сошел с коня, приложился к святому кресту и иконам и вслед за духовенством вступил в Кремль и в кремлевские соборы, Успенский и Архангельский, но ввел за собою туда же и многих еретиков, ляхов и венгров, что не могло не показаться народу осквернением святыни».

Верой и отвагой русские одолели смутуПатриарха Иова, предупреждавшего народ об угрозе Православию от лжецаря, также заставляли признать его истинным Государем, но Святитель ответил отказом, за что был сослан в Старицкий монастырь под Тверь. На его место избрали сочувствовавшего унии с Ватиканом грека Игнатия.

Когда самозванец утвердился на московском престоле, латиняне напомнили ему о данных им обещаниях присоединить русский народ к римской «церкви», и Лжедмитрий начал делать первые осторожные шаги.

Однако русские стали негодовать на самозванца за его пристрастие к иностранцам, за пренебрежение ко всему русскому, а состоявшееся позже венчание на католичке Марине Мнишек и наглые действия прибывших с ней поляков были последней каплей, переполнившей чашу народного терпения.

                                            ВОССТАНИЕ И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСКИЙ ПРЕСТОЛ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО
 
 Самозванец назначил 18 мая 1606 года днем, в который он разом покончит со всеми русскими боярами, дворянами, воеводами и стрельцами, заманив их в ловушку. Но 17 мая боярин Василий Шуйский поднял народное восстание, и Лжедмитрий был убит. Сопровождавшие его иезуиты, патеры и польские солдаты тоже были убиты, а оставшиеся в живых покинули Россию.

19 мая 1606 года сторонники Шуйского на Красной площади провозгласили его Царем. Затем был выбран Патриарх: им стал Ермоген, митрополит Казанский.

Вскоре по приказу Царя и Патриарха из Углича в Москву перенесли святые нетленные мощи Царевича Димитрия, и невинно убиенного отрока причислили к лику святых. Также был назначен всеобщий трехдневный строгий пост. Из Старицы на царской карете в столицу доставили престарелого Патриарха Иова, и вместе с Патриархом Ермогеном они приняли всенародное покаяние и разрешили народ от грехов цареубийства и клятвопреступления. Значение этих мер трудно переоценить. Они стали переломным моментом в преодолении смуты, до конца которой, однако же, было еще далеко.
 
 
                                                              ЛЖЕДМИТРИЙ II – «ТУШИНСКИЙ ВОР»
 
Не желая расставаться с идеей о Лжедмитрии, иезуиты отыскали в Шклове некоего учителя Богданку, и 1 августа 1607 года он явился в Стародубе. 1 июня 1608 года Лжедмитрий II со своим войском оказался уже у стен Москвы. Взять штурмом столицу ему не удалось, и он расположился лагерем в селе Тушине, отчего получил прозвище «Тушинский вор». 
Но 1610 году талантливый русский воевода Михаил Скопин-Шуйский разбил тушинский лагерь, к этому времени уже не имевший прежней силы. Люди начали думать, что смуте пришел конец.

                                         ВСТУПЛЕНИЕ В БОРЬБУ ЗА ВЛАСТЬ КОРОЛЯ СИГИЗМУНДА И ОККУПАЦИЯ МОСКВЫ

Но в этот момент в борьбу за власть вступает польский король Сигизмунд. Против Царя Шуйского составилась сильная партия во главе с боярином Захаром Ляпуновым, его насильно свели с престола и постригли вместе с женой в монашество, а затем отправили в Польшу, где Шуйский и скончался.

Государством стала управлять боярская дума, получившая в народе название «семибоярщины». Вскоре встал вопрос о замещении пустующего царского престола. Бояре, ратующие за воцарение польского королевича Владислава, склонили к своему желанию Патриарха. Но святитель Ермоген выставил условием обязательное принятие Владиславом святого Крещения в Православной Церкви. Сигизмунд, отец Владислава, отверг это предложение и потребовал, чтобы Царем признали его самого. В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года боярское правительство тайно впустило в Москву и в Кремль польские войска. Вскоре оккупанты выгнали из Китай-города и Белого города дворян и купцов, заняли их дома, запретили москвичам носить оружие, устроили костел в доме Бориса Годунова; начались грабежи и вымогательства денег, убийства, насилия.

Русские стали подниматься на борьбу за Православие и Родину. Патриарх Ермоген разрешил народ от присяги, данной королевичу Владиславу, и призвал: «Мужайтеся и вооружайтеся и совет между собой чините, как бы нам от врагов избыти. Время подвига пришло!»

                                               ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО НАРОДНЫХ ОПОЛЧЕНИЙ

Первоначально было собрано ополчение под командованием рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, однако врагам удалось поссорить его с казаками, и они зарубили воеводу. Но встревоженные поляки и изменники уже приступили к Патриарху Ермогену. Боярин Салтыков со своими сообщниками обратился к Святителю: «Ты писал по городам, велел идти к Москве, теперь напиши, чтобы не ходили». Тот мужественно отвечал: «Напишу, чтоб возвратились, если ты и все находящиеся с тобой изменники и королевские люди выйдите вон из Москвы. Если же не выйдете, то благословляю всех довести начатое дело до конца, ибо вижу попрание веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу более слышать пения латинского в Москве». 

Священномученик был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре, откуда продолжал писать воззвания. Одна из этих грамот достигла Нижнего Новгорода. В то же время земскому старосте Косме Минину трижды явился преподобный Сергий Радонежский и приказал собирать ополчение.

Верой и отвагой русские одолели смуту «Нижегородское видение стало прямым катализатором активных действий, – пишет доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. – Везде, где стало о нем известно, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо высших властей. Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на Нижегородское видение. И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И именно на фоне этого духовного прорыва происходило формирование Второго земского ополчения».

  Так, осенью 1611 года, началось формирование земского ополчения и сбор средств. Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. Русское войско, поднимаясь по Волге, пополнялось добровольцами. Достигнув Ярославля – центра сбора ополчений всей Русской Земли, – оно повернуло на Москву. 

               ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ОКОНЧАНИЕ СМУТЫ

Осенью ополчение подошло к Москве. Началась осада Кремля и Китай-города. Китай-город полностью выгорел от пушечного обстрела, а Кремль, после упорного сопротивления, был взят 22 октября. В этот день установлено празднование пребывавшей в ополчении Казанской иконе Божией Матери. Вскоре Земский Собор избрал на Царство Михаила Феодоровича Романова, что определило жизнь Руси на три века вперед. 

В завершение нашего повествования приведем слова митрополита Иоанна (Снычева): «Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны».

Священник Михаил НОВИКОВ
Источник:ПК №22(70) 2012г.
    



Написать комментарий