Созидание христианина в жилище Божие

Созидание христианина в жилище Божие

Еп. Палладий Добронравов. Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице
И пришед, благовести мир вам, дальним и ближним: зане Тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу. Темже убо ктому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу: наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, о Немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: о Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Ефес. 2, 17-22).
Некогда человечество Бога прогневало. Все народы соделались достойными гнева Божия. Иудеи были ближе к Богу, язычники были дальше от Бога. Те и другие не имели мира с Богом, те и другие нуждались в приведении к Богу, а сами не могли прийти к Нему. И вот приходит обетованный Примиритель Господь Иисус Христос и еще прежде примирения людей с Богом мир благовествует им всем, ближним и дальним без различия, иудеям и язычникам одинаково. За тех и других Христос пострадал, чтобы всех привести к Отцу. Тем и другим преподается одинаковая благодать Духа Святаго. «Чрез Себя Самого и чрез Духа Он привел нас к Богу», говорит о Христе св. Иоанн Златоуст. После крестных страданий Христовых, после излияния на всех желающих и достойных даров Духа Святаго бывшие язычники перестали уже быть странниками и пришельцами в сравнении с прежними наследниками обетования иудеями: они стали согражданами не только иудеев, но и древних святых, стали присными Богу. «Видишь ли, — скажем словами св. Иоанна Златоуста, — что мы приписаны к городу не просто иудеев, но мужей великих своею святостию, каковы: Авраам, Моисей и Илия, и в этом городе некогда явимся?» Удивительное примирение произошло не только между Богом и землею, но и между всеми земнородными. Христос Спаситель, глава Тела церковнаго, общества верующих в Него людей, есть, по мысли Апостола, и краеугольный камень здания церковнаго. На этом камне краеугольном в основание Церкви легли апостолы и пророки. Затем уже на таком живом основании зиждется устроение всех верующих, иудеев и язычников, в одно великое и славное здание, полное стройности, полное вместе и жизни. Жизни Христовой причастившись, в тесном союзе с апостолами и пророками, верующие могут быть спокойны за твердость и непоколебимость Святой Церкви.
Устроено непоколебимое и стройное, всегда живое и всегда святое и всех освящающее здание Церкви Христовой. Это здание есть вместе и Тело Христово. Христос Спаситель есть и глава этого Тела, и соединение всех частей здания церковнаго, и краеугольный камень, поддерживающий все здание, есть и корень, и источник, и основное начало всей жизни Церкви. Но дивное дело: все камни в этом живом здании, являясь живыми частями его, вместе с тем суть и сами малыя церкви, малыя тела духовныя, малыя обители Божии. Вы есте церкви Бога жива, — говорит св. апостол Павел (2 Кор. 6, 16). Все эти части единаго Тела церковнаго должны быть святы или стремиться к освящению: Христос Спаситель при посредстве благодати Духа Святаго дает им возможность созидаться в жилища Божии, в церкви святыя.
Каждый из членов церкви есть и сам живая церковь, живая обитель Божия. Остановим свое внимание на этой мысли. Не правда ли, братия мои, высоко смотрит Апостол на каждаго христианина? Не правда ли, великое утешение в этих словах сокрыто для каждаго христианина, будет ли он пастырь или мирянин, богатый или бедный, начальник или подчиненный, господин или слуга или безправный по мирскому раб, просвещенный светом знания или простец? Одно только требуется от него: он должен иметь стремление расти духовно, чтобы соделаться достойным жилищем Божиим. Средства для этого роста ему подает Сам Христос. Ему необходимо пребывать в тесном союзе со Христом, постоянно питаться от Христовой благодати, непрерывно ходить во свете Христовых заповедей, чтобы злосмрадием греховным и мраком страстей не отогнать от себя благоухания Духа Божия. Для духовнаго очищения и укрепления в Церкви Святой все средства даны ревностному христианину. Здесь и назидание словом Божиим, и молитва с ея дивною силою, и полнота таинств. Здесь постоянное очищение в таинстве исповеди, здесь и источник обновления и крепости духовной в таинстве причащения. Церковь святая и живит и обновляет человека, удерживая Его на Лозе Божественной, открывая в его чувствах духовных вход притоку благодатных даров Духа Святаго.
Какия великия права! Какия высокия обетования! Слышите ли вы это слово, рабы удовольствий и суеты, то слишком высоко думающие о силе человека, то приходящие в отчаяние при виде постигающих вас неудач? Со Христом и чрез Христа человек силен и высокаго совершенства может достигнуть. Без Христа и Его благодати человек — полное ничтожество, жалкий раб своих страстей, пленник всяких случайностей, существо безцельно мятущееся во все стороны и ни в чем не достигающее успеха, никогда не чувствующее удовлетворения. Только во Христе, силою Духа Святаго, человек духовно растет и созидается в церковь святую, в жилище Божие и вместе жилище всяких добродетелей, жилище мира и радости и полнаго блаженства. Поистине, как все вместе, так и каждый в отдельности, мы имеем приведение к Отцу небесному именно в самом Господе Иисусе Христе. Не ложно слово Спасителя: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6). Зачем же люди ищут себе других путей к блаженству, помимо Христа? О, как они жалки в своем заблуждении! Как прискорбно, что от Христа они и других отвлечь стараются! Не следуйте за ними, чтобы вместе с ними не погибнуть. Предайте себя Христу и Его слову благодатному: как всех, так и каждаго в отдельности Христос несомненно приведет к Отцу небесному, кроме тех, кто не захочет отдать себя водительству Христову. Да будет же со всеми нами Христос, да будет Он всегда нашею опорою, нашим утешением. да приведет нас в царство небесное, вечное. Аминь. 
Источник: Палладий, епископ Пермский и Соликамский. Проповеди. Выпуск второй. — Пермь: Типография Н-ков Каменскаго, 1912. — С. 26-31. 


Написать комментарий