Путь скорбный ценен в очах Божиих, если с терпением пройден

Путь скорбный ценен в очах Божиих, если с терпением пройден

Из поучений Святителя Иннокентия Иркутского I. О жизни ныне прославляемаго святителя Иннокентия Иркутскаго, к сожалению, сохранилось весьма немного подробностей. Он был современником святых Димитрия ростовскаго и Митрофана Воронежскаго, родился в Малороссии и получил образование в Киевском братском училище. Там же он постригся в иноки в печерском монастыре, после чего был призван в Москву, где его ученость и добродетели обратили на него внимание митрополита Стефана Яворскаго, который поручил ему преподавание философии в духовной академии. Затем он был посвящен в епископа переяславскаго; но вскоре новая деятельность открылась ему. 

При Петре Великом христианская вера быстро распространилась в Сибири; и император Петр, желая усилить деятельность китайской миссии, хотел, чтобы был русский епископ в Пекине. Для этого епископ Иннокентий был назначен и отправился в путь; но переговоры с китайским богдыханом, т. е. императором, не привели к соглашению; он отказался принять в Пекине епископа. Пока велись эти переговоры, в продолжение нескольких лет, Иннокентий пребывал то в Иркутске, то в Селенгинске, и деятельно занимался просвещением язычников: бурят и тунгусов. Чрез несколько лет, уже при императрице Екатерине, он был наименован епископом иркутским. Живя в Воскресенской обители, он с горячею ревностию трудился для блага общаго, проповедывал слово, основал училище, в котором новообращенные учились закону Божию и русскому языку. 

Много трудов подъял святитель, много было ему огорчений, много он вынес скорбей, и великое достоподражаемое явил в них терпение; в акафисте, сочиненном в Иркутске, славится его достохвальное терпение среди горьких испытаний, которым он подвергался, частию от начальника миссии, частию от неверующих. «Витийство человеческое не возможет изрещи всех скорбей, лишений, унижений, болезней и страданий, ради спасения паствы твоей подъятых; но мы, терпению твоему дивящеся и любовию побеждаемы, с благодарственным чувством вопием: радуйся, воине Христов непобедимый; радуйся, яко ярость неблагомыслящих потерпел еси, гневающихся неправедно; радуйся, угнетенных и страждущих рабов скорое заступление; радуйся, яко корение и терние неверия трудолюбно посекал еси!» 

 После четырех лет апостольских трудов святитель  мирно почил, в 1731-м году. 

Через тридцать лет после его кончины, по случаю работ, производившихся в церкви, где покоился святитель, гроб его был открыт; он был цел, и святыя мощи его были обретены нетленными. Жители Иркутска сохранили благодарную память о святом муже, который столько трудился для их блага; многие приходили молиться к его гробнице. Чудесныя исцеления и явления засвидетельствовали о новом угоднике Божием; в 1805-м году мощи иркутскаго святителя были торжественно открыты, и было положено совершать его память 26-го ноября, в день его преставления. 


«Восхвалим новаго апостола Христова», восклицает святая церковь, «и грядущаго со евангелием в землю языков чуждих, облагоухавшаго верою последние концы России, процветившаго яко крин на востоке царство сибирское, на языки, не напоенные струями благодати, одождившаго глаголы премудрости небесныя». (См. Избр. жития святых, Бахметьевой, м. ноябрь).

 
Путь скорбный ценен в очах Божиих, если с терпением пройденII. В день святителя Иннокентия Иркутскаго, прославляемаго за особенное свое терпение, которое он проявил в благовестнических своих трудах, на месте своего служения, побеседуем, братие, о терпении, которое необходимо и для всякаго истиннаго христианина, в каком бы звании и состоянии он ни был.
 
Слово Божие, указывая на пример I. Христа, научает нас, что христианину непременно нужно терпеть много скорбей в жизни. 

 В Евангелии читается: «Се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником; и осудят Его на смерть, и предадят Его языком. И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют, и убиют Его». (Марк. 10, 33). Чему поучают нас, бр., эти слова Господа? Тому, что как Сын Божий путем креста и страданий вошел во славу Отца Своего, так и мы непременно тем же путем должны итти в царство небесное. «В мире скорбни будете» (Ин.16:33), учит Господь. «Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут» (2Тим.3:12), говорит св. апостол Павел. Но, конечно, вы согласитесь, что для того, чтобы путь скорбный имел цену в очах Божиих, необходимо, чтобы он пройден был с терпением. А где мы возьмем терпение?.. 

а) Во-первых, в примере Самого Господа Иисуса Христа. Родился Он в убогом вертепе и положен был в убогих яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чужую, далекую страну. Всю жизнь Свою Он не имел где приклонить главы. За неисчислимыя благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и наконец распяли на Голгофе между злодеями. Будем чаще представлять Его, нас ради обнищавшаго, принявшаго зрак раба, отягченнаго клеветами, проникнутаго скорбию за грехи наши до глубины души, покрытаго ранами, удрученнаго поруганиями, распятаго, всеми оставленнаго, и все это принявшаго за наши грехи, и – тогда, увидя всю ничтожность своих скорбей в сравнении с скорбями Спасителя, мы меньше будем унывать и ослабевать в них, нам легким покажется предлежащий подвиг спасения. 

б) Второй урок терпения мы можем взять от святых угодников. Инии из них, говорит апостол Павел, «избиени быша, не приемша избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиена быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь мир. В пустынех скитающеся и в горах, и вертепах, и пропастех земных». (Евр.2:35–38). И все это они переносили с радостью. «Радуюся во страданиях моих», писал тот же апостол. (Кол.1:24). «Они», сказано об апостолах, после того, как их били в синедрионе, «идяху», «радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян.5:41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святых, мы не можем не увидеть, что наши терния суть розы в сравнении с их страданиями. А чрез это исчезнет наше малодушие, умолкнет ропот, и в нас родится дух мужества и терпения. 

в) Третье побуждение к терпению мы можем получить из размышления о пользе терпения для нашей души. Область терпения велика, – она захватывает всю жизнь человека. В особенности в часто постигающих всех и каждаго болезнях человек может ощутительно заметить пользу терпения. Болезни с терпением переносимыя приучают нас к преданности промыслу Божию, отучают нас от излишняго и вреднаго пристрастия к земле и плоти, укрощают страсти, служат средством к угашению праведнаго на нас движимаго гнева Божия за наши беззакония и т. д. Святые так и смотрели на болезни. 

Был один муж, который часто страдал от разных недугов. Случилось, что в один год его не постигла никакая болезнь. Благочестивый человек начал плакать и скорбеть, говоря: «оставил меня Господь н не восхотел в нынешний год посетить меня»! 

Другой, равный ему в терпении, во время тяжкой болезни, отказался от предложеннаго ему братом в утешение яства, сказав: «поверь, брат, тридцать лет желал бы я провесть в этой болезни». 

Думаем, что эти люди не переносили бы так благодушно страданий, если бы не надеялись за терпение их получить от Господа более воздаяний, чем за другия добрыя дела. (См. Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отцов). 

Здесь нельзя не привести следующаго мудраго наставления одного нашего пастыря, показывающаго всю пользу терпеливаго перенесения болезней.. «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обезсиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Гопода Иисуса Христа, нас ради претерпевшаго крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи; оне очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни Господь с тобою: «с ним есмь в скорби» (Пс.90:15), что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующаго нас. Веруя – во время благополучное, смотри, не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви». (См. кн. «Моя жизнь во Христе», прот. кронштадтскаго Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1. 1892 г., стр. 69). 
 
г) Наконец, четвертое ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что оне заменятся радостями нескончаемыми, и что будет время, когда Господь навсегда отрет слезы наших очей (Откр.7. 17). Св. Андрей Христа ради юродивый видел себя в чертогах царских перед царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «Таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «такова пища моим служителям, претерпевшим все до конца». 

III. Будем же, братия, помнить, что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то «вмале наказани бывше, великими облагодетельствовани будем»; и что если «со Христом постраждемь в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. Аминь, аминь, глаголю вам», говорит Он, «яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20). «Претерпевый до конца той спасен будет. В терпении вашем стяжите души ваша», братие – христиане! (Ин.16:22). Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).


Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
Ноябрь, книга 3, поучение 52

Написать комментарий