О подражании милосердому самарянину

О подражании милосердому самарянину

Еп. Виссарион (Нечаев). Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице
Иди, и ты твори такожде (Лук. 10, 37).
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о милосердом самарянине, который оказал сострадание путешественнику, шедшему из Иерусалима в Иерихон и подвергшемуся нападению разбойников. Они ограбили его, изранили, изувечили и бросили на дороге еле живого. Мимо него прошли иудейский священник и левит, не оказав ему помощи, из опасения не попасть бы им самим в руки разбойников. Не так поступил самарянин. Он остановился, поднял несчастнаго, возлил на его раны вино и елей, перевязал их, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и поручил его попечению хозяина гостиницы, оставив ему деньги на необходимые расходы.

О подражании милосердому самарянину

В примере милосердаго самарянина предлагается нам, братие, учение о милосердии к людям бедствующим. Побуждая к подражанию сему примеру, Господь Иисус сказал законнику, вызвавшему Его изречь притчу о самарянине: иди, и ты твори такожде. Так и поступают истинные христиане по отношению к страждущим от болезней и от других бедствий. Они или непосредственно, лично оказывают им потребную помощь, или чрез посредство человеколюбивых обществ, принявших на себя труд попечения о раненых воинах и вообще находящихся в безвыходном бедственном положении. К числу таковых обществ принадлежит общество так называемаго Краснаго Креста. Оно собирает на сей предмет пожертвования, приготовляет сестер милосердия, которыя являются на место военных действий, имеют уход за раненными, не разбирая единоземцев и неприятелей, а в мирное время посылаются в разныя места, близкия и отдаленныя, во время повальных болезней для попечения о больных. Кроме сего общество Краснаго Креста принимает на себя заботы о помощи голодающих в неурожайные годы. В текущем году несколько Русских губерний постигнуто неурожаем. Например, в Самарской губернии в продолжение всего лета не было дождя, хлебныя растения и травы погибли. Еще больше повредил им сильный мороз в мае и августе. Запасов для обсеменения полей, для прокормления себя и скота не осталось. Правительство не жалеет средств для облегчения этого бедствия, но в последнее время неурожайные годы так часто, иногда непрерывно повторяются, что и казенная помощь является недостаточною. Общество Краснаго Креста значительно содействует правительству в деле благотворения: оно собирает пожертвования посредством подписных листов и кружек, имеющихся для сего при каждой церкви. Кроме того для сборов сих пожертвований особо назначен настоящий воскресный день, в который воспоминается подвиг самарянина Евангельской притчи и в лице его указуется пример для подражания. Не откажемся, братие, от участия в этом святом деле благотворения не только по естественному чувству сострадания, но наипаче по христианскому побуждению. Не забудем, что благотворя бедствующим больным и голодающим, нагим и безприютным, мы оказываем услугу Самому Христу, Который является в лице их для возбуждения нашего сострадания и на страшном суде своем наречет благотворителей благословенными Отца Своего и скажет им: взалкахся и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, наг и одеясте Мя, болен и посетисте Мене (Матф. 25, 35-36).
Пример милосердаго самарянина научает нас помогать ближним не только в телесных, но и в духовных нуждах. Есть духовныя нужды, которыя уподобляют человека путешественнику, на иерихонской дороге попавшему в руки разбойников. Вся земная жизнь наша есть не что иное, как путешествие или странствование к небесному отечеству. На этом пути неизбежны встречи с духовными разбойниками, врагами нашего спасения, злыми духами. Они всячески стараются погубить путника посредством искушений на грех. Эта опасность угрожает не только безпечным и неосторожным путникам, но и бдительным в деле спасения души. Случается, что человек весь погружен в молитву, в богомыслие, в самоиспытание и ничем посторонним не занят, и вдруг в душу его вторгаются хульные и нецеломудренные помыслы. Откуда они взялись? Судя по тому, что в душе господствовало противоположное настроение, ничего не имеющее общаго с ними, должно полагать, что причины их были вне ея. Духи злобы с разбойническим насилием произвели нападение на душу, возмутили ея внутренний мир, взволновали греховными искушениями. Бесовския искушения часто до такой степени овладевают душею, что она походит на обнаженнаго и израненнаго разбойниками путника: она обнажается или лишается благодати Божией, дарованной ей в крещении и служившей для нея великолепною ризою. Она покрывается язвами греховными, которыя убивают в ней духовную жизнь, так что без сторонней помощи она не может возвратиться к этой жизни. Главная помощь ожидается в сем случае от благодати Божией, немощная врачующей. Но и со стороны людей может быть оказана не малая услуга погибающему грешнику. Никто не имеет права уклоняться от этой услуги отговорками вроде следующей: «это не мое дело, каждому до себя, — куда мне спасать других, хоть самому бы спастись как-нибудь». Грешно так говорить: христианин должен помнить заповедь — любить ближняго, как самого себя. Стало быть если я по любви к себе должен заботиться о своем спасении, то не должна быть мне чужда забота и о спасении ближняго. Не говори: «неприлично навязываться с духовною помощию, когда ея от меня не требуют, предлагать услуги, которых не просят». Нехристианское разсуждение: христианская любовь отличается предупредительностию. При виде угрожаемаго погибелью грешника, она не дожидается от него вызова на помощь, справедливо опасаясь, что если будешь ждать сего, то пожалуй и не дождешься, и время к спасению погибающей души будет безвозвратно потеряно. Христианская любовь поступает с нуждающимися в духовной помощи, как поступает Господь с грешниками. Обретохся, говорит Он, неищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне (Ис. 65, 1). Не говори: «не мое дело входить в духовныя нужды ближняго, следить за его душевным состоянием, вразумлять и утешать его, на то есть пастыри церковные, отцы духовные!» Правда, это прямое их дело. К сожалению, не все они принимают его к сердцу. Есть такие между ними, которые поступают в сем случае подобно священнику и левиту, которые, увидев на дороге иерихонской ограбленнаго и избитаго разбойниками путника, прошли мимо него, не оказав ему помощи. Подобные пастыри будут отвечать за свой грех. Грешно ссылаться на них в оправдание своего равнодушия к бедственной участи погибающаго грешника. Сам поспеши на помощь ему подобно милосердому самарянину, иначе и тебе придется отвечать пред судом Божиим, как ответит нерадивый пастырь. Отчего у нас гибнут нравственно многие? Оттого, что не встречают нашего участия к себе. Требуют всего от духовных пастырей, но и заботы последних о спасении погибающих оказываются безплодными, потому что не поддерживаются прочими членами христианскаго общества. Отчего широкою рекою по лицу земли разливаются неверие, нечестие, разврат, хищничество? Оттого, что зрители этого зла, за немногими исключениями, не почитают себя обязанными противодействовать ему силою нравственнаго влияния. Отчего с безпримерною дерзостию распространяются среди нас, особенно среди молодежи, противообщественныя учения? Оттого, что распространители их не видят дружнаго, единодушнаго отпора со стороны людей благомыслящих. Отчего безнравственные люди не стыдятся делать зло? Оттого, что не кого стыдиться, все равнодушно смотрят на них, как будто так и должно быть. Но и усилия благомыслящих людей вразумить и спасти грешников могут быть успешны только под условием благодатной помощи, сообщаемой преимущественно в храмах. Посему, как милосердый самарянин не только сам лично позаботился подать посильную помощь путнику, ограбленному и изувеченному разбойниками, но для окончательнаго излечения привез его в гостиницу, так и всякий из нас, заботящийся о спасении грешников, не должен думать, что для сего достаточно собственных его усилий; пусть он укажет им святыя таинства церкви, имеющия целебную духовную силу; пусть убедит их почаще посещать храм Божий и по временам от совершителей сих таинств принимать благодать исцеления. Храм есть открытая для всех гостинница, в которой могут найти прибежище и упокоение все духовные Странники и пришельцы.
Таковы, братие, уроки, предлагаемые нам в евангельской притче о самарянине. Она учит нас не только телесному, по и духовному милосердию. Будем внимательны к сему учению и по его руководству упражняться в делах милости телесной и духовной. Аминь. 
Источник: Костромския поучения за 1898 год Епископа Виссариона. — М.: Университетская типография, 1900. — С. 304-308. 


Написать комментарий