Слово в день отдания праздника Рождества Христова и накануне Нового Года
Архиеп. Арсений Брянцевъ († 1914 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Настоящий день является знаменательным днем по совокупности и важности событий, воспоминаемых и празднуемых св. православною Церковию. Сегодня празднуем отдание великаго праздника Рождества Христова <...>ныне же становимся в преддверии грядущаго Новаго Года. Сколько мыслей, чувств и пожеланий возбуждает в душе стечение сих трех церковных событий, сколько тая́тъ они в себе поучительнаго и назидательнаго, как волнуемся мы при воспоминании о прошедшем и при мысли о будущем!.. Хотелось бы и мне в настоящий раз поделиться с вами волнующими меня чувствами и сказать вамъ несколько слов о значении и важности указанных событий нашей жизни.
В настоящий день отдания праздника усладим, братие, еще раз свой слух тою дивною песнию, какую воспел ангельский сонм новорожденному Спасителю: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Что может быть утешительнее, что дороже и радостнее для сердца нашего, как это чудное славословие небожителей! Какое слово, какая проповѣдь поучительнее и назидательнее, какая речь глубже и многозначительнее, чемъ это краткое слово небесных проповедников! Сия торжественная ангельская песнь является главною церковною песнию, около которой группируются все другия священныя песнопения в честь и славу рождшагося Господа, в которой выражается все величие славнаго праздника, в которой, наконец, воплощаются вся наша вера, все упования и надежды наши, все наше великое духовное утешение.
Слава в вышних Богу, Слава Богу за великое дело искупления людей, Слава за Его величайшую любовь к роду человеческому, за Его благость, милосердие и великое снисхождение к людямъ. Слава Ему на небе, в вышних, где непрестанно славословят Бога ангелы, Слава и на земле, где должны славословить Его люди за великия Его благодеяния. И на земли мир, поют далее ангелы. Господь Спаситель принес на землю мир, который и возвестил всем нам. Совершив наше спасение, Он навсегда искупил нас отъ греха, проклятия и смерти и тем примирил нас с Богом; исчезла вражда диавольская, уничтожено средостение, разделявшее человека от Бога.
С этого времени мы уже не чужды Богу, а присные Ему, сынове Его, могущие побеждать пораженнаго Богомъ диавола. Мир душевный, мир между людьми, мир всеобший, — вот что принес на землю Искупитель Христос со своим евангелием. Не ясно-ли отсюда Божие к нам благоволение, воспеваемое ангельскою песнию? Божественное искупление явило миру величайшее благоволение и любовь. Не по заслугам грешнаго человека, а единственно по неизреченной благости Божией совершил Христос Спаситель наше спасение. Так пели на небе ангелы.
Но обратим свои взоры на землю, в наш дольний грешный мир, найдем ли здесь, в действительной жизни нашей, хотя некоторый отзвук ангельскаго песнопения, видим ли здесь отражение славы Божественной, сияет ли и не померк ли среди людей свет и разум Божественный, господствует ли на земле дарованный Господом мир и не погиб ли он среди вражды и страстей человеческих, почивает ли в человецех Божественное благоволение или, быть может, оно давно уже сменилось Его праведным гневом?
К великому прискорбию нашему мы должны сказать, что если всегда грешный мир наш во зле лежит, то в настоящее время он в особенности погряз в тине греха, печалей, скорбей падений и всякаго нравственнаго зла. Исконный враг рода человеческаго как бы напряг вс усилия свои, чтобы погубить падшее человечество. Идя отъ силы в силу, он все более и более овладеваетъ грешнымъ миром, уготовляя ему вечную погибель. И какое противоречие, какое несогласие представляетъ собою наша действительная жизнь с тем радостным, торжественным ангельским славословием, которое услаждало слух наш в великие дни праздников Рождества Христва! Где слава Божия, и видим ли ея сияние в людях, в их нравственной, святой и богоугодной жизни, в их добродетелях и подвигах? Померкла она во грехах наших, помрачен в нас святой и светлый божественный образ; всякий помысл наш, всякое чувство, каждый поступок наш есть грех, порок, падение. А что сказать об отношениях человеческих?
Вражда, ненависть, убийство и всякия злодеяния наполнили наш мир. Не слышно слов любви, не видно милосердия и справедливости, исчезла правда и истина, повсюду господствует пагубное и всесокрушающее зло. И это в те великие и святые дни, когда само небо преклонилось к грешному человеку, возвещая миръ земле, любовь людям, всем благоволение. Можем ли после этого ожидать от Бога благословения и благоволения? Долготерпилив и многомилостив Господь, но есть предел терпению Его — праведнаго и правосуднаго. Медлит Господь совершить над родом человеческим Свой праведный суд, ожидает Он любвеобильный от него покаяния. И горе нам, если не покаемся, горе нам, когда вместо благоволения Своего Господь низведет на нас гнев Свой. С такими мыслями и чувствами празднуем мы последний день праздника Рождества Христова.
Такия же у насъ мысли и чувства по поводу уходящаго от нас в вечность 1906 года. И в самом деле, вспомним, что принес с собою этот злосчастный и мятежный год? Неужели любовь, мир и радость? К сожалению, нет. Одна скорбь, печаль, слезы и вопль, великий вопль всеобщий, тяжкий — вот чем можно помянуть протекший год. О, сколько отнял этот тяжкий год драгоценных жизней — великих слуг у Государя нашего, славных общественных и государственных деятелей. Враги дорогой родины нашей, обезумев, потеряли страх Божий и человеческий и с адскою жестокостию уничтожили десятки славных, мужественных, честных и неподкупных сынов ея.
Со дна общества поднялись повсюду страшные злодеи и разбойники и усеяли страну нашу ужасными преступлениями. Грабежи, разбои, насилия стали обычным явлением; нарушен был вовсе самый мир жизни общественной и все под страхом смерти переживали и переживаем мрачные дни жития своего. Повсюду пожары и опустошения, а вместе с сим голод, нужда и бедствия. Над страною нашею поднялось грозное знамение гнева Божия, — это голод со всеми его ужасными последствиями. Добрый мир святой церкви также был нарушен разными самозванными учителями и тлетворныя волнения проникли даже в среду пастырей ея.
Где же причина всех сих зол , кого станем винить в этом? Подумаем , православные, углубимся в себя, не мы ли сами являемся виновниками постигших нас бедствий, не в нас-ли заключается коренная причина сих несчастий? Покаемся, сознаемся чистосердечно, что мы сами являемся причиною ужасных бедствий. В самом деле, посмотрите, что делается вокруг? Прежде всего повсюду въ обществ наблюдается упадок веры, благочестия и нравственности христианской. Уже давно нет следов той глубокой веры, какая составляла отличительную черту христианских благочестивых обществ. Наоборот, замечается везде крайний разлив неверия, отрицания, сомнения.
Даже в простом нашем народе, издавна известном своим благочестием, преданностию церкви святой, уважениемъ и любовию к пастырям, все более и более колеблются вековые устои его нравственнаго и религиознаго мировоззрения. Умножение сект и разных учений, кощунство, несоблюдение уставов церкви, в последнее время, служат печальнымъ знамением времени и в этой прежде благочестивой и верующей среде. Нечего и говорить о так называемом образованном классе нашего общества. Равнодушные и индифферентные, или же сомневающиеся и все отрицающие, наши образованные люди в большинстве случаев вовсе отторглись от Церкви Божией и даже перестали посещать храмы в дни богослужений и молитвы.
Чуждая нравственной христианской основы их жизнь ищет других основ и иной почвы и все более и более приобретает языческий характер. Любовь, как основное начало нравственности, уступаетъ место самолюбию со всеми его печальными последствиями. Вместе с утратою веры в Бога исчез и страх Божий, это основное начало премудрости, разума и жизни нравственной. Перестав же бояться Бога, люди перестали бояться и людей, почитать власти, повиноваться законам, исполнять свой долг. Возникла повсюду необычайная смелость к совершению страшных преступлений. Жизнь семейная и общественная, потеряв под собою почву, стала быстро приходить в ь разрушение. Забыв, что исправление нравственной жизни в обществе каждый должен начинать с себя самого, так называемые передовые люди, стали торопливо составлять новыя формы жизни, как будто в этих формах заключается главная сила улучшения общественной нравственности.
Лучший дар духовной природы человека, его свобода, и та подверглась крайнимъ злоупотреблениям, перейдя в самый грубый произвол и своеволие. Возникли десятки и даже более партий, друг другу враждебных, друг друга преследующих и унижающих; свобода союзов выразилась у некоторых в крайне произвольном и враждебном отношении не только к существующему государственному строю, но даже в открытых возстаниях и заговорах против высшей, Богом установленной, власти. А сколько печальных последствий, крайне вредных для жизни государственной, принесла с собою свобода печати и слова? Мятежи, возстания, своеволие, неповиновение, — вот вредные плоды ложно понятой у насъ народной свободы.
Пагубное и тлетворное влияние взрослых быстро стало отражаться и на молодом поколении. Любящия, покорныя, доверчивыя дети наши мало-по-малу стали выходить из повиновения своим родителям и воспитателям и затем, отвергнув окончительно их законную над собою власть, захотели быть самостоятельными. И у них , у этих детей, возникли свои союзы, свои постановления, свой самостоятельный порядокъ жизни. Они сразу выросли въ большихъ людей и решили, что больше уже не нуждаются въ руководстве старших. К великому удивлению нашему их, этих малолетних детей, нередко недостигших и тринадцатилетняго возраста, слушают даже родители и разделяют их взгляды и мнения.
В результате получилось крайне печальное, небывалое ни в одной стран явление, — дети стали выше своих родителей, начальствующих и воспитателей и, поменявшись ролями, стали заправлять всем ходом школьной жизни. Произвольное отношение к учению, забастовки, крайняя ленность, расчитывающая на принудительное снисхождение со стороны учащих, непрерывныя волнения, обструкции, — вот ужасные плоды детскаго своеволия. Наконец, детския руки, о чем страшно и вспомянуть, стали чаще и чаще обагряться кровию ужасных преступлений и других пороков, каковы: убийства, грабежи, воровство и т. п.
Как все это тяжело и страшно для человека верующаго! Где же этому конец, где предел этого крайнего нравственнаго развращения в обществе, в ком искать нам спасения наших семейств, нашей дорогой родины? А между тем мы стоим уже в преддверии новаго года и новыя тяжелыя думы и чувства невольно овладевают нами. Что даст нам грядущий год , чего ожидать от него? Неизвестность будущего и тяжкое предчувствие томит нас. Завтра наступает первый день этого года: «С новым годом, с новым счастьем», повсюду станутъ поздравлять друг друга родные и знакомые. Неужели и мы будемъ спешить поздравлять друг друга, радоваться и восторгаться? Не скорбеть-ли лучше и сокрушаться о содеянных грехах прошлаго года? Не хуже-ли будет в грядущем новолетии? «Счастья, счастья желаем», — слышать мы будем завтра повсюду.
О, какою насмешкою над нами самими могут звучать эти поздравительныя слова! Как тяжело сознавать и произносить их без надежды на лучшее. Будем же поздравлять своих родных и знакомых с новым счастьем, но будем в то же время верить и надеяться, что Господь милосердный положит предел праведному гневу Своему, будем молиться Ему о даровании новой жизни в наступающем новолетии и о собственном исправлении. Сегодня канет в вечность протекший год, но пусть вместе с ним канут в вечность и все те бедствия и несчастия, какия он принес с собою.
Будем желать и молиться вместе с святою церковию, чтобы Господь даровал нам будущее лето благоприятно, будем молиться сегодня в полночь, встречая новый год не в увеселительных заведениях, а в храмах Божиих, будем молиться и завтра, внимая чудным священным песнопениям и молитвословиям св. церкви. Будем молиться Господу Богу с святою материю нашею церковию, да избавит Он нас от постигших насъ бедствий, да дарует Он мир людям, да прекратить вражду и междоусобныя брани, да подаст нам нелицемерную любовь и доброе житие, да пощадит Он нас, и да не воздаст по делам нашим.
Да пошлет Он на землю дожди благовременные и росу плодоносную, ветры тихие и благорастворенные, теплоту солнечную. Да укрепит Господь церковь Свою святую, да утвердит, умирит и расширит ее, да угасит Он конщунство и всякия ереси и расколы. Помолимся Господу, да избавит Он нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествія иноплеменных. Да дарует Он тихий круг летный, безмятежный, мирный, покойный, да благословитъ вѣнецъ лѣта благости Своея. <…> Но сего не будет, если мы не исправимся и не будем молиться. Покаемся же чистосердечно и Господь дарует нам в Новом году мир, счастье, благоденствие, довольство. Да будет сие! Аминь.
Источникъ: Собрание слов и речей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга II. 1906-1909 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 43-50.