Слово в день Собора св. Иоанна Крестителя

Слово в день Собора св. Иоанна Крестителя

Слово прот. Валентина Амфитеатрова
Во времена Иисуса Христа жил  в одной пустыне Иудейской великий подвижник  Иоанн. Пустыня была безлюдна, дика и одинока. Но к  ней стремился народ. Люди покидали роскошные домы, оставляли богатейшие  синагоги, отказывались слушать проповеди прославленых, нарядных  фарисеев. Старые и молодые толпами спешили принять благословение Иоанна, услышать слово человека безкорыстного, любящаго, преданнаго народу, готового положить за правду свою голову, как  впоследствии и случилось. Этому великому праведнику, который не отличался ни красотой лица, ни силой голоса, люди несли свои души и сердца. Уста Иоанна произносили вещания мудрости, не той мудрости, которая оставляет впечатление на минуту, но той, которая, как  говорит наш  народ, переворачивает  душу, которая имеет  благодатную силу врачевать ее, поднимать ее, вести ее к совершенству.

Народ  слушал  и умилялся. Народ  благоговел пред  Иоанном  и, видя его безупречную, душеспасительную жизнь, слыша от  него небесныя, восхитительныя речи, спрашивал: кто он? — Он отвечал: «Я — простой голос, вопиющий в пустыне. Исправься народ, подготовься встретить Господа, к  тебе  идущаго»...

Так  проповедывал  Иоанн, желая одного, — чтобы люди, его слушавшие, почувствовали нужду в Спасителе  и готовы были принять Его с  верой и любовью.

Проповедью Иоанна и его словами Евангелие  зовет всех  нас  к покаянию и исправлению своего поведения, к  утверждению себя в  благочестии и правде.

Укажу вам, точнее — направлю вашъ христианский слух  на эти голоса, вопиющие нам  о Боге, о нравственном  нашем  исправлении.

1. Прежде всего, голос  видимой природы. Поглядите на небо и вокруг  себя, везде и во всем  вы услышите проповедь о величии Божием. В  восемнадцатом  псалм пророк  говорит : небеса проповедают  славу Божию, и о делах  рук Его вещает  твердь. Как  громка эта проповедь; она сразу говорит  ко всем народам  целого мира. Солнце, месяц, звезды, земля с ее полями, лесами, горами, морями, реками, озерами, безконечным  разнообразием  животных и растений, — все это проповедь о том, как  Господь силен, премудр  и бодр. Всякое создание — и великое, и малое — на земле напоминает  нам  о необходимости творить волю Божию и жить по-человечески, так  как  всякая тварь живет  согласно со своими свойствами, которыя она получила отъ природы.

2. Но чей взор  слеп и не видит  Божиего величия в природе, пусть такой человек  приложит  свой слух к  личной своей совести. Побеседуйте и посоветуйтесь со своей совестью. Это есть неумолчный голосъ Божий. Он  твердит  человеку и наяву и во сне, твердит  одно: «оставь грех  и делай добро». Совесть обличает  даже в то время, когда все  хвалят  нас; она наставляет  нас  во всякое время, хотя мы ее и не слушаем. Ея укорительный взор  проникает в нас  повсюду; от совести никуда не скроешься, хотя можно делать и все безобразное. Но нечего говорить, что безсовестному тяжело жить и самому; бедствие грозит  и обществу, где  есть безстыдники.

3. Третий голос, говорящий намъ об исправлении поведения — Слово Божие. К великому сожалению, мы почти все глухи к нему. Ученые кичатся и часто пренебрегают  св. Писанием, неученые св. Писания не знают и не изъявляют  желания знать. Даже дожившие до старости знают много сказок, песен, анекдотов, но совсем  безпамятны на Божественное учение. Во многих домах, и даже, школах  можно встретить усердное чтение разных книг, но в числе их редко книги божественныя, боговдохновенныя. В  бóльшей части домов  совсем  нет Библии, нет  Евангелия. А между тем, в  этих  книгах человек  находит  слово Божие, которое светитъ светом  истины. Без света и солнца гибнет  растение, не может жить без них никакое животное. Без слова Божия гибнет  человеческая душа, гибнет  во тьме  неведения и в полнейшем  отчуждении от  понимания правды, добра и красоты. Сердце человеческое без  св. Писания похоже на камень: сколько его ни грей, все он холоден, тверд  и безчувствен.

4. Четвертый голос: пусть каждый из нас внимательно взвесит все обстоятельства собственной жизни, приятныя и неприятныя. Нельзя сказать, чтобы он не нашел в размышлении о них для себя поучительнаго наставления к благочестию и добродетели. Промысл Божий, награждая человека благосостоянием, миром и довольством, призывает его к благодарности. Болезни, война, голод, общественныя и семейныя неустройства — это голоса, громко свидетельствующие о гневе Божием, наказующем и вразумляющем людей; это голоса, призывающие человека к  исправлению своего поведения, к смиренной молитве пред  Богом  о помиловании. Вдумавшись в свои житейския невзгоды и редкия радости, увидите сами, как всеблагий Господь призывает нас  к  Себе. Если кто из нас не слышит голоса Божия, то зависит это от невнимания к себе, от нашей безпечности, от греховной привязанности без разбора ко внешним благам. Порочныя привычки притупляют духовный слух человека и делают его глухим к духовным потребностям. Ведь есть люди, которые привыкли спать под пушечными выстрелами, под  ударами тяжкаго колокола, под раскатами бури. Их  ухо выдерживает  шумный звук, потому что они навыкли к нему. Так и человек, часто привыкает слушаться своих страстей, а не слышит небеснаго голоса, со всех сторон зовущаго, пробуждающаго, проповедующаго, подобно грому небесному. Да, голосъ Божий, как гром  небесный, вещает  нам: «раскайся и исправься!» Аминь.

Источник: Духовныя поучения протоиерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 311-314.


Написать комментарий