«Сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера»

«Сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера»

Протоиерей Олег Стеняев о католических торжествах, посвященных 50-летию встречи Патриарха Константинопольского Афинагора и папы Римского Павла VI.

«В этом году Неделя молитв о единстве христиан (18-25 января) проходит под исключительно благоприятной экуменической звездой. Тема Недели взята из первой главы Первого послания к Коринфянам, в которой Павел решительно призывает к единству и задает вопрос, бросающий вызов нашей совести: "Разве разделился Христос?" (1 Коринфянам 1,13). После такого вопроса сразу приходит на ум трагическая ситуация разделённого христианского мира, так как существующее и поныне разделение Церкви следует понимать как разделение того, что по своей природе является неделимо, то есть единства Тела Христова. Именно эта болезненная проблема была поводом к созданию декрета Второго Ватиканского собора на тему экуменизма "Unitatis redintegratio", который был обнародован ровно пятьдесят лет назад», - говорится в обращении президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. Документ опубликован на сайте «Радио Ватикана».

«В самом деле, - продолжил он, - там, где агапэ существует по-настоящему как церковная действительность, она, чтобы быть достоверной, также должна стать агапэ евхаристической. Это общее убеждение выразили в Иерусалиме Патриарх Афинагор и папа Павел VI, а также подтвердил сам Патриарх в 1968 году в своём пламенном заявлении: "Пришло время христианского мужества. Мы любим друг друга, исповедуем общую веру, вместе отправляемся в путь к славе священного общего алтаря". (Tomos Agapis, 277). Эта памятная встреча в Иерусалиме проложила путь историческому событию 7 декабря 1965 года, когда, незадолго до завершения Второго Ватиканского собора, в константинопольском кафедральном соборе Фанара и в базилике Святого Петра в Риме самые высокие представители двух церквей удалили "из памяти и церкви", - по словам их совместной декларации, - взаимные решения об отлучении от церкви (экскоммуникации) от 1054 года, чтобы они не стали "препятствием для сближения в любви". Патриарх Афинагор и папа Павел VI, действуя от имени своих церквей и создавая чёткий правовой акт, заявили в обязующей форме, что трагические события 1054 года больше не принадлежат к официальному содержанию церквей. Этим актом яд отлучения был удалён из тела церкви, а знак разделения был заменён символом любви, - говоря словами тогдашнего профессора богословия Йозефа Ратцингера: "Отношения ‘охлаждённой любви’ и ‘оппозиций, недоверия и антагонизма’ были заменены на отношения любви и братства, символом которых стал братский поцелуй"».

«Встреча 1964 года и постановление 1965 являются отправной точкой экуменического диалога любви и истины между Католической церковью и Православными Церквами, - диалога, который в дальнейшем должен быть углублён, как и в наши дни, так и в будущем. Поэтому мы надеемся, что празднование исторической встречи, прошедшей в Иерусалиме пятьдесят лет назад, и прежде всего благодаря повторной встрече представителей обеих Церквей - Патриарха Варфоломея и папы Франциска - сможет снова дать надежду на дар церковного общения, а также углубить желание единства в Евхаристии, - желание, которое в 1964 году присутствовало особенно сильно. Особенно в свете этого юбилея мы искренне надеемся, что 2014 год, в ходе которого мы отмечаем обнародование трёх важных документов Второго Ватиканского собора, будет находиться под счастливой звездой, и прежде всего с точки зрения экуменизма. Догматическая конституция о Церкви, Декрет об экуменизме и Декрет о Восточных Католических Церквах являются сегодня Великой хартией Католической Церкви и пребудут таковыми и в будущем», - заключил кардинал.

Данное обращение анализирует в интервью «Русской народной линии» известный священник, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова, протоиерей Олег Стеняев:

«Я думаю для того, чтобы диалог между Православием и католицизмом был нормальным, надо говорить не только о том, что нас объединяет, но и том, что нас разделяет. Без этого никакого литургического общения быть не может. Надо касаться спорных вопросов и со своей стороны православные должны призывать Римскую церковь к пересмотру тех нововведений, которые противоречат вере единой Церкви до 1054 года.

Если люди, которые собираются для переговоров, друг с другом во всем согласны, то им просто не о чем говорить. А когда у каждого своя позиция, то может возникнуть живая интересная дискуссия. Экуменизм 60-70 годов родился от некоей идеологической беспринципности на волне тех революционных новаций, которые переживало западное богословие. Благодаря милости Божией православная теология держится за веру единой Церкви и отражает её в полном объеме. В этом наше великое достояние. Мы должны оберегать чистоту веры, потому что когда в Католической церкви начнутся какие-то процессы, именно православные смогут предложить им выход из того положения, в котором они оказались.

Католическая церковь пребывает в глубочайшем кризисе. Католики потеряли Западную Европу, об этом уже говорили Иоанн Павел II и Бенедикт ХVI. Они констатировали, что Европу надо заново обращать в христианство. В современном католическом богословии есть группы теологов, которые стоят на консервативных позициях и готовы к нормальному диалогу. Нормальный диалог - это именно диалог, а не взаимные овации и соглашательские позиции.

К сожалению, сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера. Униатский настрой особенно виден в работах молодых теологов. Но униаты не выражают суть Православия. Это как раз попытка уйти от естественного разрешения теологических споров. Просто уйти в мир латинской схоластики, капитулировать, сдаться в плен».

Написать комментарий