Мы должны быть внимательными к признакам времени

Мы должны быть внимательными к признакам времени

Тихомиров Лев Александрович родился 2 февраля (19 января) 1852 года. В юности Лев Тихомиров примкнул к революционерам: он являлся членом кружков "чайковцев", "Земли и воли". Публицист, редактор народовольческих изданий, он состоял в Исполнительном комитете "Народной воли", а после того, как в начале 80-х годов 19 века покинул Россию, с 1882 стал представлять Исполком за границей. Через некоторое время осознав, что революционная деятельность, которой он посвящал себя, на самом деле, является преступлением против России и ее Царя - Божиего помазанника, прекратил ее. В 1888 Лев Тихомиров подает прошение о помиловании и возвращается через год в Россию уже убежденным монархистом. 

"Но стоит ли вообще углубляться в чтение Апокалипсиса? Есть люди, которые не одобряют этих изысканий. Они ссылаются на слова Спасителя, что нам не дано знать сроки мировой жизни, и находят, что вникать в эсхатологию даже опасно, так как при этом легко впасть в ложные мнения, легко потерять энергию в содействии человеческому благу и тому подобное. 

Говорят также, что Апокалипсис доступен пониманию только людей, достигнувших особенно высокого состояния своего духовного "я". 

Не могу согласиться с этими мнениями без больших оговорок. Трудности понимания Апокалипсиса, пророчеств Даниила и прочего, конечно, неоспоримы. Однако Апокалипсис дан вовсе не для одних пророков. Это таинственное Откровение обращено к совокупности верующих нескольких церквей, ко множеству людей, среди которых были и далеко не безупречные: носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3,1). 

А в заключение Иоанн Богослов говорит все-таки: Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр. 22, 7). Да и Сам Спаситель указывал нам быть внимательными к признакам времени: Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё (Мк. 13, 23). Он даже упрекает тех, которые умеют различать лицо неба и земли, а признаков времени не различают. Итак, я полагаю, что внимание к эсхатологии совершенно обязательно для христианства. 

Но понятно, что быть внимательным не значит быть увлекающимся, легкомысленным и субъективным, и именно для избежания субъективности и легковерия в деле столь важном, как предвидение событий мировой жизни и ее конца, следует в эсхатологическом чтении соблюдать все против этой предосторожности".

Лев Тихомиров
Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира

Написать комментарий