Пост - одно из средств, чтобы плоть покорить Духу

Пост - одно из средств, чтобы плоть покорить Духу

Слово еп. Иустина (Полянского) († 1903 г.) во вторник Первой седмицы Великого поста, на утрени.
«Постящеся телесне, постимся и духовне». 
Как человек состоит из тела и души, так и пост бывает телесный и духовный. Пост телесный и пост духовный вместе совершенно необходимы для человека-христианина, чтобы ему возможно было уравновесить свои силы телесныя и душевныя, чтобы ни тело не преобладало над духом, ни дух не подавлял совершенно своего тела. А равновесие между телом и духом христианину необходимо для того, чтобы он имел возможность идти прямым, но узким путем Христовым, ведущим ко спасению, не уклоняясь от него ни направо, ни налево, и не падая на нем, точно так же, как ходящему на воздухе по тонкому канату совершенно необходимо самое строгое равновесие, чтобы не упасть и не разбиться. Итак, прежде всего, что такое пост телесный?
 
Пост телесный есть воздержание в пище. В пище, не постом только, а и всегда должно избегать прихотливости и чревоугодия, т.-е. мы всегда должны принимать пищу для удовлетворения только насущной потребности, для подкрепления и возстановления сил, истощенных трудом, а не для услаждения вкуса или плотской неги. Всевозможныя и излишния приправы пищи и услаждение пищею, хотя и постною, есть уже чревоугодие, несообразное с истинным значением поста. Говорят, что и постную пищу можно сделать вкуснее скоромной; но это уже будет не пост, а один только внешний вид поста. Что же касается употребления известнаго рода пищи, то постная пища, как менее возбуждающая и менее утучняющая тело наше, признана отцами Церкви обязательною в дни поста, и употребление ея есть, конечно, одно из средств, ведущих к тому, чтобы плоть покорить Духу.
 
Но тем не менее и самою постною пищею мы должны пользоваться с разсуждением, смотря по состоянию нашего тела, и в употреблении скудных яств мы должны строго соблюдать меру. О мере воздержания в употреблении пищи св. отцы учат, что надобно вообще избегать не только пресыщения, но даже и полнаго насыщения. Но так как состояние здоровья у различных людей весьма различно: один слабее, другой крепче силами; а кроме того, разнится также образ жизни и занятий у людей: иной образ жизни человека рабочаго, иныя потому и телесныя его потребности, в сравнении с человеком, пользующимся более покойною жизнию; — поэтому каждый, искренно относясь к делу, должен по собственному наблюдению соразмерять — сколько ему принять пищи по своей силе, — нужно увеличить меру ея по случаю трудов, или уменьшить ее при отсутствии трудовой жизни.
 
Главная задача телеснаго поста состоит в том, чтобы обезсилить свои страсти и плотския похоти; а потому каждый из нас меру употребления пищи должен сообразовать с внутренним своим состоянием. — Если кто чувствует внутри себя брань помыслов и нападение каких-либо страстей, тот спеши утушить внутренний свой огонь, как механик свою машину, лишением пищи, — умеряй и убавляй ее настолько и до тех пор, пока не успокоится внутренняя брань и не погаснет жгущий тебя огонь. Ежели же лишение пищи не поможет, обрати внимание на сон и наложи на него в известной мере запрещение. Когда же, напротив, увидим, что брань помыслов улеглась, а тело начинает страдать от изнурения и требует поддержки, — поспеши оказать ему снисхождение и укрепи его. Таков на этот счет совет святых отцев: «если видишь, говорят они, что в тебе возникает вожделение, тогда презри тело; если же видишь, что тело находится в болезни и страдает, то грей и питай его в страхе Божием, чтобы оно послужило тебе в духовном служении твоем» (см. Рук. к дух. жизни преп. Варсонофия и Иоанна). После сего само собою понятно, почему от необходимости строгаго поста освобождаются дети, люди больные и слабые старцы, у которых и без того тело слабо и болезненно. «Снеди возбраняются нам для того, учат св. отцы, чтобы предохранить нас от пресыщения и возбуждений телесных, — а где немощь, там упраздняются их действия».
 
Вот самое верное и безпристрастное понятие о телесном посте! Он установлен и необходим для того, чтобы посредством его мы могли усмирить страстную и греховную плоть нашу, уничтожить ея преобладание над духом, уравновесить наши силы духовныя и телесныя, чтобы нам легко и свободно было проходить узким путем, указанным нам Спасителем нашим ко спасению нашему. Аминь.
 
Источник: Сочинения Иустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Том X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поучения). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — С 46-48.


Написать комментарий