ИЗ СТОЛИЦЫ В ГЛУШЬ: Житие святителя Софрония, епископа Иркутского

ИЗ СТОЛИЦЫ В ГЛУШЬ: Житие святителя Софрония, епископа Иркутского

Стефан, будущий Святитель Софроний (Кристалевский) родился в день Рождества Христова в 1704 году в Малороссии, где служил его отец его в Черниговском полку. После ухода отца в отставку семья поселилась в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии. Воспитанные в благочестии, брат и сестра Стефана также в последствии приняли монашество.

 

По достижении школьного возраста Стефан поступил в Киевскую Духовную академию, где получил начальное, среднее и высшее образование. По окончании учебы (1727 г.) он уже стал послушником монастыря, где подвизался в то время его старший брат. Через три года, 23 апреля 1730 года, он принял постриг с именем Софроний в честь Патриарха Иерусалимского. В 1732 году он был хиротонисан во иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха. После хиротонии о. Софроний был назначен казначеем монастыря, а через два года по указу Преосвященного Арсения (Берло), епископа Переяславской епархии, переведен в его архиерейский дом, в котором восемь лет прослужил экономом.

 

В 1735 году епископ Арсений посылает иеромонаха Софрония по делам в Петербург, откуда Св. Синод его отзывает пополнить братство Александро-Невского монастыря. 1 января 1743 года он был назначен казначеем в новой обители, а через два года – ее наместником, каким оставался более семи лет, благоустрояя ее.

 

В 1750 году будущий святитель участвовал в переложении святых мощей благоверного князя Александра Невского в новую, серебряную раку. Безспорно, что уже тогда иеромонах Софроний имел большое влияние на духовную жизнь столицы. Известно, что именно в эти годы императрицей Елизаветой и государственными мужами в монастырь делались большие вклады. Монастырь благоустраивался и процветал.

 

Отец Софроний всю жизнь помнил голос, услышанный им в ночь после пострижения в монашество: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». В Санкт-Петербурге ему стало ясно, что голос тот был от Бога.

 

В 1747 году скончался епископ Иркутский Иннокентий II (Нерунович). 18 апреля 1753 года по предложению Елисаветы Петровны в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. Святителю Софронию предстояло след в след пройти подвижнический путь первого епископа Иркутского Иннокентия (Кульчицкого).

 

По приезде в Иркутск, святитель Софроний столкнулся с запустением во вдовствующей епархии. Многие приходы оставались вовсе без священнослужителей, многие храмы были закрыты, так что даже в великие церковные праздники служб не было. Уже из первых распоряжений епископа Софрония видно, что духовенство было подвержено лихоимству, пьянству и многим другим порокам. С первых шагов святителю пришлось применять и поучительные, и понудительные меры.

 

Трудами святителя Софрония священники были избавлены от унизительной нищеты (наделены землей) и безнравственных телесных наказаний, замененных умеренными епитимиями или штрафами в пользу богоугодных заведений (фактически священнослужители вышли из-под контроля светской власти); поднялся нравственный и образовательный уровень духовенства (пьющим клирикам Владыка служить запретил); была вновь открыта школа (священнослужителей и преподавателей приходилось готовить на месте).

Святитель не оставил без внимания и паству. Он предпринимает многомесячные поездки по епархии – в Нерчинск, Шилку, Керенск, дважды в Якутск и до самой Камчатки. Повсюду он видит пьянство, разбой, маловерие, отступничество или язычество, безграмотность и отсутствие каких бы то ни было школ. Все свои силы отдает он воспитательной и просветительной деятельности: сам служит на приходах, произносит проповеди, призывая к борьбе с пороками и исполнению христианских заповедей. За годы управления епархией святителем Софронием число храмов возросло в три-четыре раза, приходы получили подготовленных священнослужителей, была создана сеть приходских школ.

 

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мiр человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», — так наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил сам.

 

Щедрость Святителя не знала границ, всего себя отдавал он делу благотворения, его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами.

 

Очень любил святитель Софроний уставную службу, сам часто служил и всегда заботился о благолепии и торжественности богослужения, располагавших сердца молящихся к умилению. Ему первому из иркутских епископов при хиротонии дарована была привилегия совершать богослужение в саккосе. До этого епископы служили в обыкновенных священнических ризах.


Святитель вел обширную миссионерскую деятельность. Он посещал язычников, населявших Иркутск, Якутск, Камчатку, Забайкалье, посылал к ним миссионеров. Просвещая язычников светом православной веры, свт. Софроний заботился и об устройстве их быта, развитии у них оседлости, культурных начал земледелия. Он поселял их на монастырских землях, всячески стараясь изолировать от влияния язычества. Святитель устроил за собственный счет и подарил новокрещеным бурятам усадьбу с мельницей, покосами, пашнями и полным хозяйством на реке Китое. Позднее здесь возникло село Архиерейское, где свято чтилось имя святителя Софрония.

 

При такой бурной деятельности Владыка вел аскетическую жизнь: спал на полу, постелив овечью или звериную шкуру; большую часть ночи проводил в молитве; питался строго по-монашески.

 

В 1770 году, предчувствуя свою кончину, Преосвященный Софроний просит Святейший Синод об увольнении его на покой в родной Красногорский монастырь и о замене его более молодым архиереем. Но ответа на его прошение не последовало. Весной 1771 года святитель совсем занемог, а 30 марта, во второй день Пасхи, на 67 году жизни он отошел ко Господу.

 

Местночтимым святым блаженный Софроний стал уже в XIX веке. В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя – от них исходило благоухание. Свт. Софроний Иркутский был канонизован в апреле 1918 г.

 

По материалам православных сайтов

 

Написать комментарий