СМИРИХСЯ, И СПАСЕ МЯ ГОСПОДЬ ВСКОРЕ

СМИРИХСЯ, И СПАСЕ МЯ ГОСПОДЬ ВСКОРЕ

Преп. Иоанн Лествичник о христианской добродетели
«Невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике; исправление это принадлежит одним православным», – читаем мы у прп. Иоанна Лествичника. Однако со всех сторон нам говорят о доброте, честности, порядочности, патриотизме людей, пребывающих вне спасительной Православной веры. Прислушаемся к словам святого подвижника, ибо в них – мудрость святой Православной Церкви, и будем стараться стяжать и хранить смиренномудрие – сию добродетель, доступную, по словам святого прп. Иоанна Лествичника, лишь православным.


...В том, кто совокупляется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни вони непокорства, разве только где дело идет о вере.


Кто с добродетелью смиренномудрия соединился браком, тот кроток, приветлив, удобоумилен, милосерд; паче же всего тих, благопокорлив, безпечален, бодр, неленостен, и – что много говорить – безстрастен; потому что в смирении нашем помяну ны Господь, и избавил ны есть от врагов наших (Пс.135:23,24), от страстей и скверн наших.


Смиренномудрый… не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних.


Возлюбленный! Знай, что удолия умножат пшеницу (Пс.64:14), и плод духовный в себе. Сие удолие есть душа смиренная, которая посреди гор, трудов и добродетелей, всегда пребывает без возношения и неподвижною. Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле: но смирихся, и спасе мя Господь вскоре (Пс.114:5).


Солнце освещает все видимые твари, а смирение утверждает все разумные действия. Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.


Иное дело смиренномудрствовать; иное дело подвизаться для приобретения смиренномудрия; а иное дело хвалить смиренномудрого. Первое принадлежит совершенным; второе – истинным послушникам; а третие – всем православным христианам.
Святое смиренномудрие говорит: кто имеет любовь ко мне, но еще не совокупился со мною совершенно, тот никого не будет осуждать, не пожелает начальствовать, не будет выказывать свою премудрость. По совокуплении же со мною для него уже закон не лежит (1Тим.1:9).


Смиренномудрие есть покров Божественный, который не дает нам видеть наши исправления.
 

Смиренномудрие есть бездна самоосуждения, неприступная для всех невидимых татей.


Смиренномудрие есть столп крепости от лица вражия (Пс.60:4). Ничтоже успеет враг на него, и сын, т.е. помысл беззакония не преложит озлобити его (Пс.88:23). И истечет от лица своего враги своя и ненавидящие его победит (Ст. 24).


Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы.
Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать; и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.


Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным.


Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать.


Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить.


Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни безстрастные, на среднюю – мужественные, на первую же степень все могут взойти.


Познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы; он утвердил ногу свою на блаженной стези смиренномудрия.


Птицы боятся и вида ястреба; а делатели смирения – и гласа прекословия.


Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в небесный чертог. Ибо хранитель первых (дарований) есть второе (смирение); но часто, в легкомысленных людях, чрез первые истребляется второе.


Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже и в прошениях своих ко Господу: он с несомненною верою научается должному, и принимает оное, не жительству учителя внимая, но возложив попечение на Бога, Который и чрез ослицу научил Валаама должному. И хотя такой делатель все по воле Божией и делает, и мыслит, и говорит, но никогда не доверяет себе; ибо для смиренного тягость и жало – верить самому себе: как гордому трудно последовать словам и мнению других.


Приснопамятные отцы наши утверждают, что путь к смирению и начальная причина сей добродетели суть труды телесные; а я полагаю, – послушание и правость сердца, которая естественно сопротивляется возношению.


Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то без сомнения смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак, да благодушествуют падшие (уповая на Бога).


Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно наступит на аспида и василиска, то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия (Пс.90:13), то есть диавола и змия плотской страсти.


Смиренномудрие есть тифон, могущий возвести душу из бездн грехов на небо.



По материалам сайта «Информ-Религия»

Написать комментарий