"Уйду в Оптину"!

Схимонах Иоасаф (Петр Борисович Моисеев) родился в 1887 году в Калужской губернии, в 30 км от Оптиной. Однажды он вместе с 14 своими братьями сильно провинился перед матерью. Наказанный Петя долго плакал, а потом решил: «Уйду в Оптину». И ушел. Видя серьезные намерения 13-летнего мальчика, отец настоятель принял его в обитель, лишь потребовав согласия отца. Отец согласился и сам привел его вторично в монастырь, подумав: «Хорошо хоть один монахом станет!». Петр пел на клиросе, чему научился еще в миру. 

 

На службу приходилось вставать рано, в три часа ночи. Тишина, все спят, а они молятся... Однажды монахи решили подшутить над новичком. Довелось ему канонаршить.

 

– Изведи из темницы душу мою... Мене ждут праведницы... – возгласил Петя.

 

А монахи ему отвечают:


– Грешницы тебя ждут.

 

Петя не выдержал и засмеялся. За это его наказали поклонами и лишением обеда. И вот все на трапезную пошли, а он в храме остался поклоны класть. И обидно, и есть хочется, и стыдно в то же время за свой поступок.

 

В 1925 году в Московском Свято-Даниловом монастыре он принял монашеский постриг с именем Иосиф. В это время скончался святитель Тихон Московский, и отец Иосиф получил послушание стоять в Донском монастыре с патриаршим крестом у гроба почившего.

 

В 1923–1924 годах Оптину закрыли и изгнали монахов. Уходя из монастыря, отец Иосиф спас схиму преподобного Амвросия, которая, переходя потом из рук в руки и бережно сохраняемая, вернулась в обитель в 1988 году.

 

Как и многие насельники Оптиной, отец Иосиф понес исповеднический подвиг. Он был арестован и 22 года провел в заключении. Во время частых перегонов у заключенных обычно отбирали нательные кресты, и те старались их спрятать. Однажды, накануне очередного обыска, отец Иосиф подумал: «Как же мне крестик-то спасти?». И вдруг услышал голос: «Не ты Меня спасаешь, а Я тебя. И еще спасу».

 

В жизнеописании старца неоднократно упоминается о благодатных видениях и знамениях, которые он сподобился видеть.

 

В 1954 году старец освободился и жил в затворе в городе Грязи Липецкой области.

 

В конце 1950-х годов он был пострижен в великую схиму с именем Иоасаф. Батюшка предвидел, что немного не доживет до открытия Оптиной, которую вернули Церкви через 11 лет после его праведной кончины. Также батюшка общался и навещал отца Севастиана в Караганде, тоже бывшего прежде в Оптиной, а ныне уже прославленного в лике святых.

 

Дух имел батюшка бесстрашный. Ничего не боялся, хотя ему даже бесы являлись. Не боялся он и представителей власти, не раз приходивших к нему.

 

\'Уйду в Оптину\'!Про день смерти батюшке было открыто. Он к смерти легко относился, ждал ее, как хорошего гостя. Отходил он ко Господу в ясном уме, веселый, сияющий, с улыбкой.

 

При выносе гроба неизвестно откуда налетели пчелки, но они никого не кусали. Три пчелки, пока к могиле шли, так над головой почившего батюшки все и кружились, не отлетали никуда. Чудно было смотреть. А когда стали гроб опускать в могилку, опять множество пчелок появилось. Могилку батюшки сразу стали почитать, и даже исцеления на ней совершались.

 

Батюшка при жизни предупреждал свою келейницу м. Марию, чтоб много не рассказывала о нем после его смерти. Как при жизни его почти не знал никто, так и по смерти он хотел оставаться в безвестности. Смиренный очень был батюшка.

 

17/30 ноября 2005 года останки схимонаха Иоасафа были перенесены из Липецкой области в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище.

 

                                                                                          *   *   *

Из воспоминаний схимонахини Николаи (в миру Марии Яковлевны Яковлевой) келейницы старца Иоасафа:

 
\'Уйду в Оптину\'!- Расскажу, как он меня учил молитве Иисусовой. Он говорит: "Вот слушай: когда человек без молитвы, от него отходит ангел, и он не знает, куда идти. Ты же инокиня, почаще думай о том дне, в который принимала святое пострижение, и помни всегда, в каком состоянии душа в тот момент находилась. Вот я отсидел 20 лет, было тяжело в заключении, но я всегда взывал ко Господу. Надо Господу молиться, носить имя Его в сердце, в уме, в устах, с Господом, с Иисусовой молитвой, спать, жить, ходить, есть, пить. Если нет такого призвания, стекаются плохие мысли, а все плохое отгоняется Иисусовой молитвой". 
 

Батюшка большой молитвенник был. Весь день почти в молитве проводил. Вставал на правило ночью, в три часа. Я на работу утром пойду, а он все продолжает. К обеду возвращаюсь в двенадцать часов, чтоб самой поесть, да его покормить, а он все молится. Вот он пообедает, пойдет, дрова поколет... Чтоб он отдыхал, так я как-то этого не видала. В четыре часа дняопять за правило брался и часов до восьми молился. Перед вечерним правилом всегда чай пил, но после молитвы уже не вкушал больше. Потом, после вечерней молитвы, сядет книжки свои читать, а когда спать ложился, я того и не знала. Спать пойду к маме, а он все читает еще...

 
В конце 50-х годов по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа батюшку постригли в великую схиму с именем Иоасаф, в честь святителя Иоасафа Белгородского. Схиигумен Митрофан его постригал...

Батюшка много предсказывал. Часто он вздыхал: "Ах, немного я не доживаю, ведь Оптину-то откроют"... Помню, когда брат уезжал на жительство в Выборг, то велел нам известить его о кончине старца... А батюшка ему ответил: "Да нет, я тебя буду провожать, а не ты меня"... Так и вышло: брат тридцати лет помер от болезни...

 
Он на фотографию дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского сделал венок из фольги и повесил в келии. А я говорю: "Да ведь он еще не прославлен". А он говорит: "А у меня келейно прославлен"... Но прозорливость свою скрывал. Нас, к примеру, навещали архиепископ Евсевий, схиархимандрит Серафим, иеросхимонах Нектарий, схиигумен Митрофан. Когда его о чем-нибудь спрашивали, то он возьмет тетрадочку, да и начинает им по тетрадочке говорить. Я спрашиваю: "Батюшка, а почему ты не скажешь им от себя? Скажи им своими словами, ты же ведь знаешь, что сказать" А он говорит: "Нельзя, Маша, если я себя раскрою, то меня здесь не будет. А меня Матерь Божия благословила в этом месте жить"...

Источник: www.optina-pustin.ru

 

Написать комментарий