ВАЖНЫЙ ДЛЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ВОПРОС

ВАЖНЫЙ ДЛЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ВОПРОС

Восстановление патриаршества
Более двухсот лет Русская Церковь оставалась без Патриарха. Тяжелейшие потрясения России начала XX века ознаменовали завершение «синодального периода». В документах Собора 1917-18 гг. можно найти такие слова: «Когда объявлена война, одной мобилизации недостаточно: нужен еще и вождь... Это Патриарх, наш церковный вождь и пастырь...». Многим тогда казалось, что восстановление патриаршества и избрание Первосвятителя обезпечит победу не только в духовной сфере, но и в государстве в целом. Но члены Собора, реально представлявшие ситуацию, сложившуюся в России, видели главную задачу в спасении Русской Православной Церкви.


Первый большой и важный для церковной жизни вопрос, который разрешен церковным Собором 1917-18гг. — вопрос о Патриаршестве.


В Москве 28 октября было первым днем кровопролитного междоусобия. Загремела по улицам Москвы стрельба, загрохотали орудийные выстрелы. Исторический Кремль подвергался вместе со своими святынями небывалой опасности разрушения. Не без влияния этих ужасных событий Собор решил немедленно осуществить свое постановление о Патриаршестве, а потому немедленно приступил к избранию Всероссийского Патриарха. Решено было избрать трех кандидатов, окончательное же избрание произвести посредством жребия. Стены соборной палаты содрогались от недалеких орудийных выстрелов, а в соборной палате шло избрание кандидатов во Всероссийские патриархи.


Результаты предварительного голосования на Соборе дали такую картину: из всех кандидатов на патриаршество большинство голосов получил митрополит Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) – 159, архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – 148, митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) – 125.


5 ноября 1917 г.(18 ноября по новому стилю) состоялось избрание Патриарха жребием. В переполненном храме Христа Спасителя, вмещавшем 12 тысяч человек, перед Божественной Литургией митрополит Киевский и Галицкий Владимир на особом столике в алтаре начертал на одинаковых пергаментах имена трех кандидатов на Патриаршество, избранных Священным Синодом. Жребии были положены в ковчежец, который вынесли из алтаря и поставили перед Владимирской иконой Божией Матери.


Божественную литургию совершали митрополиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. Неслужащие епископы в мантиях стояли на ступенях солеи. Пел хор синодальных певчих в полном составе.


По окончании Божественной Литургии митрополит Владимир сотряс ковчежец, разрезал тесьму и поднял с ковчежца крышку. Из алтаря вышел старец-затворник Зосимовой пустыни, иеромонах Алексий, уже давно отвыкший видеть земное, но сегодня вернувшийся в мир, чтобы исполнить Божию волю.



Он долго молился перед чудотворной иконой Богоматери. С ним вместе молился весь храм. Потом троекратно осенил себя крестным знамением, благоговейно вынул из ковчежца по указанию Божию жребий и передал его митрополиту Владимиру. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Господней о Первосвятителе русского народа. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство. Хор вместе с народом запел торжественный гимн «Тебе Бога хвалим». По отпусте протодиакон Успенского собора Константин Розов, знаменитый на всю Россию своим могучим басом, возгласил многолетие «Господину нашему Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». Православный народ, торжествуя радость обретения Первосвятителя, воспел своему и Божиему избраннику «Многая лета».


В этот же день митрополит Тихон совершил литургию в Крестовой церкви Троицкого подворья на Сухаревке. Вместе с ним на подворье в ожидании изъявления Божией воли пребывал и архиепископ Арсений, а владыка Антоний находился на подворье Валаамского монастыря. Для объявления нареченному в Патриархи о его избрании в Троицкое подворье направляется посольство во главе с митрополитами Владимиром, Вениаминов и Платоном. По прибытии посольства святитель Тихон совершил краткое молебное пение, затем митрополит Владимир взошел на амвон и торжественно благовестил:


«Преосвященный митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России»


«Понеже Священный и Великий собор судил мне, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и немало вопреки глаголю», — ответил Владыка Тихон, низко поклонившись своему народу.


На Соборе была избрана особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского Патриарха, так как выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые древнерусские тонкости.


21 ноября, 1917 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, назначена была интронизация («настолование») Патриарха в Успенском соборе Кремля. Пока шла Литургия, солдаты, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Но когда Патриарх вышел их храма, эти же самые солдаты, скинув шапки, опустились на колени под благословение. По древнему обычаю, Патриарх совершил объезд Кремля, но не как в старину, на осляти, а в экипаже с двумя архимандритами по сторонам. Несметные толпы народа при приближении Патриарха в благоговении принимали первосвятительское благословение. В храмах Москвы звонили колокола.


Так закончился двухвековой период существования Русской Православной Церкви без Патриаршества.


В 1721 году император Петр I ввел «Духовный регламент» – законодательный акт о реформе церковного управления. Согласно «Духовному регламенту» Церковь подчинялась государству, а вместо патриаршества учреждался специально созданный Святейший Синод. Церковь оставаясь без Патриарха, называлась «вдовствующей». А время это в истории Церкви называют «синодальным периодом». Реформа Петра нанесла огромный вред Церкви, нарушив симфонию между государственной и духовной властями. Но в ХIХ веке, особенно в последнее царствование, благодаря личным качествам Императоров, православных государственных деятелей, как К.П. Победоносцев – обер-прокурор Святейшего Синода с 1880 по 1905 гг., влиянию таких святых подвижников, как святой праведный Иоанн Кронштадтский – традиционная симфония между церковной и государственной властями постепенно восстанавливалась.


В наступавшую новую эпоху разгула богоборческих сил восстановление Патриаршества имело важное значение: одновременно с утратой монархической власти произошло возрождение духовной власти в России. И эта власть стала для православного народа несомненным авторитетом в сопротивлении антицерковной политике жидобольшевиков, явным вдохновителем в спасении Русской Православной Церкви, пробуждая духовные силы народа.


По материалам Интернет-ресурсов

Написать комментарий