Какими путями мы можем  сшествовать Господу?

Какими путями мы можем сшествовать Господу?

Поучение в Понедельник  Страстной седьмицы, на литургии. Еп. Иустин (Полянский) († 1903 г.)

Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом  глаголаша на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем: приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем  Ему, и распнемся и умертвимся Его ради житейских сластем, да и оживем  с Ним (на Вечер. стихира 1-я).


Господь грядет  на вольныя страдания; и св. Церковь приглашаетъ нас, и самое сердце наше побуждает  нас, и самый долг  наш велит  нам  сшествовать Ему, сраспяться с Ним, умереть для житейских  сластей Его ради, чтобы и ожить с  Ним...

 

Но как  и какими путями мы можем  сшествовать Господу?


Первый путь к шествованию за Христом  во дни страданий Его есть постоянное присутствование в эти дни при Богослужениях церковных. Богомудрые отцы Церкви так составили и расположили Богослужения настоящей седьмицы, что в  них живо отражается весь образ  и вся постепенность страданий Христовых. Храм попеременно представляет  собою то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу и вертоград  Иосифов. Посему, кто постоянно в  храме в эти дни, тот видимо сшествует  Господу, грядущему на страдания.

 

Второй путь к шествованию за Христом,  в  настоящие дни, есть благоговейное чтение в  Евангелии последних  бесед и страданий Его. Средство сие есть всегда одно из действительнейших  к тому, чтобы приблизиться в духе  к  Господу; но тем  более оно не должно быть оставлено без  употребления в  продолжение настоящей седьмицы. Чтение сие представляетъ всю удобность следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. Читая Евангелие, невольно переносишься в уме  на место событий, принимаешь живое участие в происходящем, идешь за Спасителем и страдаешь с  Ним.


Третий путь к шествованию за Господом, в настоящие дни, есть благоговейное размышление о Его страданиях.  Такое размышление, в  случае необходимости, одно может  заменить все другие средства. Ибо чрез  размышление мы вообще сближаемся с лицами и вещами самыми отдаленными, усвояем их  себе  и как бы вводим  их  в  свою душу. Представь страдания Христовы, как можно живее, в  уме своем; спроси себя: за что и для чего страдал  ни в  чем неповинный? Св. вера скажет  тебе: за мир, за грешников, за тебя; потом  спроси еще: что требуется от  грешника для того, чтобы страдание и смерть Спасителя не остались для него безплодными? Та же вера скажетъ тебе, что для сего требуется усвоение умом  и сердцем  заслуг Христовых, покаяние и подражание Христу в  благой жизни; а совесть подскажет  тебе: усвоил  ли ты спасение Христово, ожил  ли ты Его смертию?.. Такие  размышления удивительно как  скоро приближают  грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связуют  с  Крестом Его, сильно и живо вводят  в  участие к тому, что происходит  на Голгофе.

Четвертый путь к шествованию за Христом, въ настоящие дни, есть путь поста и молитвы, исповеди и причащения, иначе — особенно благоговейного говения. Постъ, облегчая наше тело, а чрез  то и душу, делает  нас способнее к  следованию за Христом, по тернистому пути Его. Молитва возносит  нас  выше обыденщины нашей и делает  способными как  бы летить по пути сему, не чувствуя его неудобств. Исповедь, очищая и облегчая совесть, производитъ еще большую легкость духовную и заставляетъ не выпускать из виду Спасителя, страждущего за те грехи, в  коих  мы каемся. А причащение не только приближает  нас  ко Господу, но и соединяет  с Ним  самым неразрывным  образом. И когда же нам, возлюбленные, необходимее и спасительнее соблюсти все это, как не во дни, в  которые «Царь царствующих  и Господь господствующих  приходит заклатися и датися в  снедь верным?»

Наконец  последний — очевидный путь к  шествованию за Христом, в  настоящие дни, есть шествование за Ним  в меньшей Его братии, — оказание во имя Его помощи бедствующему человечеству. Путь сей может  казаться отдаленным  и не прямым; но в самом  деле он чрезвычайно близок, удобен  и прям. Ибо Спаситель наш  столько любвеобилен, что все делаемое нами во имя Его, для страждущего человечества, усвояет лично Себе Самому. На самом страшном суде Своем  Он  потребует у нас  особенно дел  милосердия к ближним  и на них  утвердит наше оправдание или осуждение.

Таковы, мои возлюбленные, главные и открытые для всех  пути, коими христианин, в  настоящие дни, может  сшествовать грядущему на страдания Господу. Избирайте какой вам  угодно из  этих путей и какой для вас удобнее. — Ты, по бедности своей, не можешь напитать и одеть Господа в меньшей братии Его: прими сам  от Него пищу в  Евхаристии, одежду оправдания — в исповеди, облегчение — в посте и молитве. Не можешь быть в Церкви, — читай Евангелие, особенно о страданиях  Господа. Не можешь и этого, — размышляй с  молитвою о том, за кого и для чего пострадалъ Спаситель твой. Последнее, явно, возможно для всякаго и везде: на пути и дома, на самом  одре болезни и в  темнице. Но идя и сим  одним путем  молитвенного размышления, можно вполне достигнуть цели, то-есть — разделить с  Господом Его страдания и смерть. А лучше идти всеми указанными путями; потому что все они удобно сливаются в  один  путь и ведут нас  к  небесному Чертогу вечной славы и блаженства, с  Господом  Искупителем и Спасителем  нашим, Крестом  вошедшим в  славу Свою и нам  отверзшим райские  двери в  Царство небесное. Аминь.

Еп. Иустин (Полянский) († 1903 г.) Святая Четыредесятница.Поучение XXXV.

(Из  слова Иннокентия, архиеп. Херсонского).

Источник: Сочинения Иустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поучения). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев  и К°, 1895. — С 166-169.

Написать комментарий