Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!

Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!

Архиепископ Димитрий (Муретов) (†1883). Так, это истинная наша Пасха — прехождение из  земли египетского рабства в  благодатную землю обетования, из  области диавола в благословенное царство Божие, от  работы греху и страстям  в  свободу благодати и жизни богоподобной, из  состояния отчуждения от  Бога и проклятия в  состояние благословения и усыновления Отцу небесному, от  осуждения смерти во оправдание жизни, от  вечной погибели к  вечному избавлению, из  состояния рабов неключимых в  свободу славы чад  Божиих.

 

Пасха, Господня Пасха: от  смерти бо к жизни, и от  земли к  небеси Христосъ Бог нас  преведе. Не за Себя и не для Себя страдал и умер Господь наш  Иисус  Христос, не для Себя и воскрес  из мертвых. Он  предан  был  за прегрешения наша и возстал за оправдание наше. Он  претерпел уничижение и поношения, осуждение и оплевания, заушения и биения, пригвождение ко кресту и прободение в ребро, смерть и погребение, как определенную правосудием Божиим  казнь за грехи наши, чтобы загладить вину нашу пред  Богом, чтобы даровать нам  возможность обретать оправдание и прощение грехов  покаянием.

 

Он  воскрес  из мертвых, вознесся на небо и приял  всякую власть на небеси и на земли, чтобы выну ходатайствовать о нас  пред  Отцем Своим, чтобы вспомоществовать нам в  немощах  наших, чтобы охранять и ограждать верующих  в  Него от  всякого зла, чтобы не только открыть нам  путь в горние обители в  дому Отца небесного, но и возвести нас  туда с  Собою: иду, говорит  Он, уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к  Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете (Иоан. 14, 2-3).

 

Итак, Христово торжество есть наше торжество: Его воскресение есть наше прехождение от  греха и смерти к  новой и вечной жизни; Его вознесение к Отцу есть наше восхождение от  земли к небу; Его седение одесную Бога Отца есть наша вечная слава. Воскресения день, просветимся, людие.

 

Просветимся, а не пребудем  во тьме и сени смертной; просветимся, а не помрачимся еще более. Просветимся чистою и живою верою и познанием  Сына Божия, да не будем, якоже младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром  учения, во лжи человѣчестей, в  коварстве козней льщения (Ефес. 4, 14). Просветимся любовию к Господу крепкою и николиже отпадающею, чтобы ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни глубина, ни высота, ни ина тварь кая могла разлучити насъ от  любви  Божией, яже о Христе  Иисусе (Рим. 8, 38-39).

 

Просветимся упованием  на Господа — живым и непоколебимым, предадим  Ему самих  себя всецело и нераздельно, свою душу и сердце, свой разум  и волю, всю жизнь и судьбу свою, да будетъ Он  един  Владыкою всей нашей жизни, началом  и концом всех  помыслов  и желаний, всех  надежд и стремлений сердечных, всех трудов  и предприятий, чтобы жить и трудиться только для Господа и жизни вечной, искать только царствия Божия и правды Его.

 

Просветимся делами благими и богоугодными: да просветится свет  наш пред  человеки, яко да видятъ наша добрые  дела и прославятъ Отца нашего, Иже на небесех (Матф. 5, 16). Просветимся всею жизнию нашею — чистою и святою, трезвенною, благоговѣйною, цѣломудренною и праведною, да будемъ воистину родомъ избранным, царским  священием, языком  святым, людьми обновленія.


Сущность нашей Пасхи, торжества избавленія нашего отъ греха, проклятія и смерти состоитъ в том, что ветхий наш  человек со Христом  распятся, во еже не работати нам  греху (Рим. 6, 6), что со Христом, умершим  за нас  и воскресшим , и мы умерли для всего порочного, злого, нечистого, и совоскресли в  новую жизнь — чистую, святую, богоугодную: спогребохомся Ему крещением  в  смерть, да якоже воста Христос  от мертвых  славою Отчею, тако и мы в  обновлении ходити начнем (Рим. 6, 4).

 

Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение, гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от  устъ ваших, ихже ради грядет  гнев Божий на сыны противления. Ныне  же отложите и вы та вся: облецытеся же, якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение. Надъ всеми же сими стяжите любовь, яже есть союз  совершенства, и мир  Божий да водворяется в  сердцах ваших. И не упивайтеся вином, паче же исполняйтеся духом. Слово Христово да вселяется в  вас  богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех  во псалмех  и пениях и песнех духовных, воспевающе и поюще вь сердцах  ваших Господеви (Кол. 3, 5. 6. 8. 12. 14. 15. 16).

 

Так  должно, по учению апостольскому, вести себя нам, празднующим Воскресение Христово, а в  Нем  и с Ним  и наше воскресение от  смерти греховной. Очистим  убо ветхий квас: ибо Пасха наша за ны пожрен  бысть, Христос. Темже да празднуем  не в  квасе ветсе, ни в  квасе злобы и лукавства, но в  безквасиих  чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8). В  противном  случае, тщетны для нас  страдания Христовы, безплодно и воскресение, и самое празднование наще сего светоносного воскресения послужит  нам в  тягчайшее осуждение.


Слышите ль, что говорит нам  Сам  воскресший Господь устами Пророка? Потерпи Мене в  день воскресения Моего! Не требует  Он ничего от  тех, которые искуплены Его кровью, за которых  Он  столько страдал  и был мучим, которые и сами обязались служить Ему единому и исполнять Его святую волю. Не говорит: сделай Мне то или другое, принеси Мне  дар  или жертву; напротив, просит  как  бы милости или снисхождения. Потерпи Мене. Не оскорбляй Меня своими безстудными делами, не огорчай Меня своим небрежением, забвением  о Мне, не безславь креста Моего, не безчести своей веры и Моей Церкви.

 

Потерпи Мене, хотя в  эти святые и светоносные дни Моего славного воскресения, когда Я хочу быть с  тобою, оживить сердце твое чистою, святою радостию, утешить, ободрить и укрепить тебя на многотрудный подвиг  жизни Моею благодатию. Потерпи Мене в  день воскресения Моего. Покажи, что ты дорожишь званием  ученика Моего и друга, не желаешь прогневлять любовь Мою, страшишься гнева Моего, боишься отлучения от  Меня на всю вечность.


Братия возлюбленная! Господь и Спаситель наш  есть для нас все: в  Нем  наша радость и утешение, в  Нем наша мудрость и сила, в  Нем  наше богатство и слава, честь и достоинство, в Нем  все наше счастие и блаженство вечное, в  Нем  весь животъ наш  сокровен в  Бозе. Пребудем  же в Нем  и с  Ним всеми помыслами ума, всеми чувствованиями сердца, всеми желаниями и стремлениями воли, всею крепостию духа, да будет  и Он с  нами и в  нас Своею любовию и благодатию. Аминь.

 

Архиеп. Димитрий (Муретов) († 1883 г.) Слова и Беседы на праздники Господские. Слово во вторник  св. Пасхи.

 

Источник: Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том первый: Слова и Беседы на праздники Господские. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бонч-Бруевича, 1889. — С. 162-165. 

Написать комментарий