Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ГЛАВА I: ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

§ 1 УСТАВ И ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Главнейшие церковные моления по большей части озаглавливаются так: устав, чин, последование, чинопоследование и служба. Устав содержит в себе указание, как должно совершать церковные службы во все праздники и дни простые, также известные частные моления, а в особенности – обряды общие и особливые на различные случаи. Чин есть извлечение из того же устава порядка службы для известного праздника или какого-нибудь отдельного моления. Последование есть то самое моление, порядок совершения которого избирает из устава и предлагает чин. Чинопоследование есть вместе чин и последование, где с указанием порядка совершения служб помещаются и самые службы. Служба содержит в себе вообще какое-нибудь суточное моление, а с прибавлением Божественная означает Божественную литургию.

§ 2 ВЕЧЕРНЯ СОВЕРШАЕТСЯ В ХРАМЕ И В АЛТАРЕ

Вечернее пение начинается священником всякий день и совершается в храме и в алтаре. Ибо всякий день и везде мы видим, что священник, облеченный священными одеждами, совершает вечернее пение перед царскими вратами и перед престолом Божиим. При сей службе иерею помогает и диакон, облеченный в свои одежды, особенно в праздничные дни. Такой образ священнослужения их установлен по примеру Ветхого Завета, где диаконы назывались левитами. Ибо в словах Евангелия: Егда послаша жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят Его: ты кто еси? (Ин.1:19), под именем левитов разумелись такие же служители, которые у нас называются диаконами. Но тогда служение всех их было служение сени (т. е. тени, – примеч. ред.), прообразовательное и начинающееся; а ныне истинное, совершительное и окончательное: ибо те служили сени, а эти служат истине.

§ 3 «БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ» ЕСТЬ НАЧАЛО ВЕЧЕРНИ И ВСЕХ МОЛЕНИЙ

Иерей, а не кто другой, начинает всякое молитвословие в церкви; иерей первый призывает Бога, потому что он образует Христа и носит Его священство. Посему необходимо священнику начинать молитвы прежде всех, и как ему самому, так и всем предстоящим, от Бога полагать начало. А каким образом сами миряне, без священника и вне церкви, начинают вечерню, утреню и прочие моления, кроме литургии, о том смотри в 1-ой части, глава 13-я, § 5.

§ 4 ПЕРЕД СЛУЖБОЮ СНАЧАЛА ВОССЫЛАЕТСЯ СЛАВА БОГУ

Прежде всего следует воссылать славу Богу за все блага, которые Он ниспослал нам. А потому после начала, учиненного иереем, молящиеся прежде всего произносят следующие краткие слова: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

§ 5 ПЕРЕД СЛУЖБОЮ ПРИЗЫВАЕТСЯ СВЯТЫЙ ДУХ

После славословия Богу христиане, прежде нежели начинают воссылать свои молитвы, призывают Духа Святаго, вся исполняющаго, призывают приити и вселитися в ны и очистити ны от всякия скверны, и спасти души наша. Ибо часто случается, что мы не следуем молениям, которые предписаны Церковию, а просим у Бога того, чего сами не знаем, или что для нас безполезно и вредно; притом и молитв, угодных Богу, мы собственными своими силами никогда не можем принести. Потому-то крайне необходима для нас помощь Святаго Духа, Который бы управлял нашими молитвами так, как того требует святая воля Божия. Посему и сказано: О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим.8:26). То есть Дух Святый, действуя Своею благодатию, возбуждает нас к молитве, производит в нас сердечные воздыхания, возжигает в нас пламень сыновней любви к Богу способом неизглаголанным, т. е. неудобопонятным для нас. И хотя бы мы, побуждаемые своими плотскими наклонностями, просили не того, что благоугодно Богу, но Дух Святый просит за нас у Бога только того, что единственно служит к прославлению имени Божия и к нашему спасению.

§ 6 ТРИСВЯТОЕ ЕСТЬ МОЛЕНИЕ К ТРОИЦЕ

Призвав в помощь Святаго Духа, Церковь начинает приносить свои главнейшие моления и прежде всего обращается к Пресвятой Троице, поскольку Троица есть вина всех тварей, во всем нам содействует, а чрез Нее мы во всем совершаемся и очищаемся. Таковых молений в честь Троицы здесь три. Первое есть краткая песнь, называемая «трисвятое», в которой мы умоляем Пресвятую Троицу только о помиловании. Древние отцы, заимствовав от ангелов слова: «Свят, Свят, Свят», и у Давида, поющего Бога в Троице: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс.41:3), сложили из них полную песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный», а слова: «помилуй нас» заимствовали в молитву также у царя Давида. Таким образом в словах: «Святый Боже» слово «Святый» заимствовано от ангелов, а «Боже» – у Давида; «Святый Крепкий» – слово «Святый» также заимствовано у ангелов, а «Крепкий» – у Давида; «Святый Безсмертный» – слово «Святый» также заимствовано у ангелов, а «Безсмертный» вместо слова «Живый», как у Давида, и наконец слова: «помилуй нас» взяты также у Давида. Песнь эта – трисвятое – относится ко всем лицам Святой Троицы: «Боже» – к Отцу, поскольку Он есть источник и начало Божества, виновник Сына и Духа; «Крепкий» – к Сыну, поскольку Сын есть мышца Отца, ипостасная крепость и, как апостол Павел сказал, Христос Божия есть сила и Божия премудрость (см.:1Кор.1:24); а «Безсмертный» – к Духу Святому, поскольку жизнь проистекает от Духа, а Дух есть Животворящий. Слова же: «помилуй нас» относятся ко всем трем Лицам и употребляются в единственном числе, как-будто обращение делается к одному лицу, потому что у них едино Божество, едино существо, едина сила, и Троица нераздельная.

§ 7 «СЛАВА И НЫНЕ»

После «трисвятого» полагается Той же Пресвятой Троице и славословие, заключающееся в следующих кратких словах: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» и проч. Это славословие издревле составлено в честь Троицы, как некоторые писатели утверждают, святым Мелетием и Флавианом, Антиохийскими Патриархами, и для отражения некоторых еретических учений. Выражение «Слава» направлено против ариан, потому что едина слава Святой Троицы, как едино и существо. Слова же «Отцу и Сыну и Святому Духу» направлены против Савелия, который учил, что Святая Троица есть одно лицо. А слова «ныне и присно» и проч. показывают, что Троица тождественна и вечна, и неизменна, и слава Ее есть и ныне, и всегда, и во веки веков будет.

Так как в этом весьма кратком славословии изображается все существо Пресвятой Троицы, то Церковь как для того, чтобы отразить лжеучения еретиков, так и дабы показать вечное и неизменное свое исповедание, прилагает это славословие во многих местах, т. е. в начале и конце многих молений, а особенно после песни «Аллилуиа».

§ 8 «ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ…» ЕСТЬ ВТОРОЕ МОЛЕНИЕ

Второе моление к Пресвятой Троице заключается в молитве: «Пресвятая Троице, помилуй нас…» и проч. Сначала в сей молитве словами «Пресвятая Троице» в одно время воспоминаются все три Лица Пресвятой Троицы и потом прилагается общее к ним, как к одному Лицу, прошение о помиловании – «помилуй нас»; затем исчисляются отдельно все три Лица и, сообразно их свойствам, прилагаются к ним особливые прошения, т. е. к Отцу – «Господи, очисти грехи наша»; к Сыну – «Владыко, прости беззакония наша»; к Святому Духу – «Святый, посети и исцели немощи наша»; а в заключение опять ко всем Лицам вместе делается обращение в словах «имене Твоего ради».

Все эти прошения, прилагаемые каждое к отдельному Лицу Святой Троицы, имеют особенные и приличные значения в отношении к оным Лицам. Ибо к Богу Отцу говорим: «Господи, очисти», так как мы примирены с Ним чрез Сына; к Сыну – «прости», поелику Он, будучи человек, пострадал от людей и за людей, поелику Он прогневляется и оскорбляется нами, облекшимися в Него Крещением и миром и соединенными с Ним Причащением и другими Таинствами, и поелику Он дал власть вязать и решить, и заповедал прощать; к Духу же Святому – «посети и исцели», поелику Он животворит, милует и укрепляет нас, и без Его силы и благодати в нас ничего не может быть доброго.

§ 9 «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» ТРИЖДЫ

К молитве «Пресвятая Троице...», для изъявления большей чести Троицы и усерднейшего от нас моления, прилагается «Господи, помилуй» трижды. Словами этими мы двукратно возвещаем Пресвятую Троицу: когда произносим: «Господи, помилуй» – тогда возвещаем Троицу, потому что Троица есть Един Господь; и когда эти же слова «Господи, помилуй» произносим трижды – тогда опять возвещаем и умоляем о помиловании Троицу. Потом молитва «Пресвятая Троице…» и слова «Господи, помилуй» заключаются тем же славословием, какое было и при первом молении, т. е. читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

§ 10 «ОТЧЕ НАШ» ЕСТЬ ТРЕТЬЕ МОЛЕНИЕ

Третья молитва к Пресвятой Троице и в честь Оной есть «Отче наш». Правда, молитва эта возносится к Единому Отцу и дана нам Сыном; но так как Троица нераздельна, Отец, Сын и Святый Дух едино суть: Бог есть Отец Светов, то есть Сына и Духа, Отец всегда пребывает в Сыне и Духе, и Сын в Духе и Отце, то молитва эта возносится не к Одному только Отцу, но и ко всем трем Лицам. Посему когда читаем «Отче наш», тогда вспоминаем и Сына, и Святаго Духа. Это самое и Церковь нам показывает, когда сию молитву заключает словами: «яко Твое есть царство и сила и Слава Отца и Сына и Святаго Духа» и проч. А так как здесь изображается не только слава, но и царство, и сила Отца, и Сына, и Святаго Духа, то славословие, которое читалось после первых двух молений, т. е. «слава Отцу» и проч. здесь уже не читается; потому что оно короче выражает то же самое.

Все вышеозначенные три молитвы читаются в честь Троицы в начале всех молитвословий; и к этим молитвам всегда прилагается по одному славословию к каждой, а всего три славословия, также в честь и славу Пресвятой Троицы.

«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» ДВЕНАДЦАТЬ РАЗ

Прежде «Господи, помилуй» читалось в честь Троицы трижды. Но как по церковному обряду в течение ночи, с вечера до утра считается двенадцать часов, и в течение дня, с утра до вечера, тоже двенадцать часов, то теперь «Господи, помилуй» в ночи, т. е. на повечерии и на полунощнице, читается двенадцать раз за двенадцать часов ночи; также и в течение дня, т. е. на всех дневных часах, читается тоже двенадцать раз за двенадцать часов дня.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ) «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных».

Продолжение следует

Написать комментарий